Сбор и проверка подписей
При действующем законе и сложившейся практике достаточно легко отказать в регистрации кандидату, избирательному объединению, представившему для регистрации подписи. Почти всегда найдется возможность выявить более 10% недействительных или недостоверных подписей. Суды и прокуроры, участвующие в судебных процессах по избирательным спорам, как правило, принимают сторону избирательной комиссии, сколь бы неубедительными ни были ее доводы и сколь бы грубыми ни были процессуальные нарушения при проверке подписей. Исключение составляют случаи, когда избирательная комиссия переусердствовала и забраковала подписи «нужного» или бесперспективного кандидата, избирательного объединения.
Отказ в регистрации по подписям является одной из самых распространенных административных избирательных технологий. Во-первых, он применим только к претендентам от «непарламентских» партий. Во-вторых, он требует не столько наличия недостоверных или недействительных подписей, сколько наличия возможностей для признания этих подписей таковыми. Эти возможности существуют только у администрации, что подтверждается многочисленными примерами. Даже если у кандидата, поддерживаемого администрацией77, будут присутствовать серьезные недостатки в подписях, требуется, чтобы их выявила сначала избирательная комиссия, а потом суд. А последние, по понятным, причинам, могут посчитать эти недостатки несущественными.
Следует обратить внимание на то, что процедура проверки подписей регламентируется, в основном, не Федеральным законом «Об основных гарантиях …», а законами о конкретных выборах. Хотя нормы разных законов, регламентирующие сбор и проверку подписей, похожи, существуют и некоторые различия78. Например, в некоторых регионах закон требует нотариального заверения сведений о сборщиках подписей, а в некоторых – не требует. Другой пример – отличие определения «недействительная подпись» в Законе Санкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» от определения этого же понятия в других законах79.
Все подписи могут быть признаны недействительными в случае «неправильного оформления подписного листа». Организаторы выборов трактуют «оформление подписного листа» так широко, что иногда дело доходит до абсурда. Так, например, были случаи, когда кандидату отказывали в регистрации на основании того, что для подписи избирателя и для даты внесения подписи было предусмотрено два столбца, а не один. (И эти отказы были подтверждены районным и региональным судами!).
К оформлению подписного листа комиссия может отнести все неточности в заголовке подписного листа. Так, например, московский закон требует, чтобы у кандидата в депутаты муниципального Собрания был указан район проживания, но не были указаны никакие сведения, не перечисленные непосредственно в законе. Поэтому нежелательный кандидат будет отсеян, если он укажет в заголовке свой адрес (и такие случаи бывали неоднократно), или при этом не укажет район.
Как мы уже сказали, «неправильное оформление» подписных листов, влечет за собой признание ста процентов подписей недействительными. Недостатки в сведениях о сборщике подписей также влекут за собой «оптовое» признание недействительными всех подписей в подписных листах, собранных этим сборщиком. Ошибки в сведениях о сборщике подписей могут оказаться самыми разнообразными: сокращения в адресе, неполные данные паспорта (не указан код подразделения) и т.д. Наиболее распространенной ошибкой в последнее время является неуказание субъекта Федерации, в котором проживает сборщик подписей. Например, сборщик подписей по наивности мог думать, что указание на то, что он проживает в Калуге, освобождает его от обязанности писать слова «Калужская область».
Если сборщик подписей и кандидат – одно лицо, это, как показал опыт, совершенно не означает, что кандидат не должен дважды заверять подписной лист.
Очень удобным способом признания подписей недействительными или недостоверными является привлечение к проверке подписей специалистов из органов внутренних дел. Специалисты паспортных столов, сверяя сведения об избирателях со своей картотекой, находят много разночтений. Часть этих разночтений является ошибками картотек паспортного стола, но проверка этих ошибок в массовом неадминистративном порядке невозможна.
Особо изящным способом признания подписей недействительными является заключения экспертов-почерковедов, что «дата внесения подписи сделана не рукой избирателя». Эти эксперты из органов внутренних дел, утверждающие в других случаях, что экспертиза одной подписи требует безмерное количество времени и денег, успевают за один-два дня проэкспертировать сотни подписей и дать соответствующее заключение. После такой «экспертизы» ни избирательная комиссия, ни суд не принимают никаких возражений: их не убеждает ни тот факт, что в указанные сроки добросовестная экспертиза невозможна, ни тот факт, что эта экспертиза проведена без соблюдения каких-либо правил почерковедческих экспертиз, установленных российским законодательством, ни заверения самих подписантов, что они самостоятельно ставили дату и подпись.
Практика показывает, что для нахождения нужного процента недействительных подписей (недостоверных бывает очень мало) на региональных и федеральных выборах используются методы «оптовой» выбраковки подписей и «заключения специалистов». Недействительные подписи, отдельно найденные избирательной комиссией, составляют очень малую часть от общего количества недействительных подписей.
Также известны и крайние случаи прямой фальсификации (неизвестно кем, но надо думать, – лицами, имеющими доступ к подписным листам после сдачи их в избирательную комиссию) подписных листов. В связи с этим перед сдачей подписных листов надо обязательно делать их ксерокопии.
Несмотря на законодательно установленный запрет опрашивать избирателей о том, ставили ли они свою подпись, бывают случаи, когда органы внутренних дел и прокуратура проводят буквально допросы избирателей80. Бывали случаи, когда прокуратура «в порядке надзора» требовала от избирательной комиссии передачи ей подписных листов.
В связи с изложенным можно посоветовать оппозиционным кандидатам, избирательным объединениям до улучшения ситуации с нашими выборами не пытаться зарегистрироваться по подписям. Но, если уж собрать деньги на залог не удается, то надо соблюдать следующие правила.
Во-первых, следует очень тщательно оформлять подписные листы, заверять их, собирать подписи. Сборщики подписей должны быть надежными. Форму подписного листа следует брать только из официальных источников и, если это возможно, – заверять в избирательной комиссии.
Во-вторых, следует присутствовать при всех проверках подписных листов (такое право представителям кандидатов и избирательных объединений предоставлено) и активно оспаривать признание подписей недействительными в процессе проверки. В случае проведения жеребьевки по выборке подписных листов, подлежащих проверке, надо принять участие в такой жеребьевке, чтобы была уверенность в том, что подписные листы отобраны преднамеренным образом.
В-третьих, надо обращать внимание на соблюдение процедур со стороны избирательной комиссии: своевременное и документированное уведомление о проверке, о предполагаемом отказе в регистрации, предоставление ведомостей и протоколов проверки, правомерность участия конкретных экспертов и специалистов в проверке подписей, правомерность признания подписей недействительными или недостоверными. Несмотря на то, что обычно суды принимают сторону избирательной комиссии, серьезная аргументация может повлиять на мнение суда, особенно если суд Верховный, а инициатива по отказу в регистрации – местная.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.