Избирательный счет
Участие в избирательной кампании в качестве кандидата или избирательного объединения подразумевает обязательное создание финансового избирательного фонда, который имеет денежное воплощение в виде специального счета в банке (обычно – в Сбербанке), так называемого – избирательного счета. Исключение составляют муниципальные выборы в округах, где число избирателей не превышает 5 тысяч и финансирование избирательной кампании не производится: там создание избирательного фонда не является обязательным72. Открытие, наполнение и расходование средств избирательного фонда требует особой тщательности от «неадминистративных» кандидатов, избирательных объединений.
Избирательный счет может быть открыт сразу после выдвижения кандидата, списка кандидатов. Он открывается в определенном отделении Сбербанка73 на основании справки, выдаваемой регистрирующей избирательной комиссией.
Избирательный счет должен быть открыт до предоставления документов на регистрацию. Более того, некоторые законы о конкретных выборах раньше содержали (а, возможно, содержат и сейчас) норму, по которой избирательный счет должен быть открыт за несколько дней до подачи документов на регистрацию. В связи с этим избирательный счет лучше открывать сразу после выдвижения, благо закон не ограничивает минимальную сумму денежных средств на избирательном счете.
После открытия избирательного счета начинается его наполнение. Если предполагается регистрация по залогу или по подписям, то наполнение избирательного счета следует начинать сразу после его открытия, поскольку оплата избирательного залога и изготовление подписных листов производится из средств избирательного фонда. Любая агитация, которая может производиться сразу после выдвижения, также требует оплаты из средств избирательного фонда.
Наполнение избирательного счета подробно регламентируется законом. Во-первых, существует множество ограничений на жертвователей средств в избирательный фонд (п.6 ст.58 ФЗГ), и эти ограничения должны строго отслеживаться бухгалтером избирательного штаба. Незаконные (в том числе неправильно оформленные) пожертвования в течение 10 дней после получения надо возвращать жертвователю.
При перечислении средств на избирательный счет жертвователь (как юридическое лицо, так и физическое) обязан указать в платежном документе реквизиты, указанные в пунктах 7 и 8 ст. 58 ФЗГ. Любые отклонения в указании реквизитов строго караются. Например, жертвователь-гражданин ни в коем случае не должен забыть указать дату рождения. Юридические лица обязаны указать на отсутствие ограничений, установленных пунктом 6 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Последнее требование всегда вызывало затруднения. Заметим, что до 2005-го года это требование было сформулировано в законе совсем расплывчато. Неясна форма, в которой жертвователь должен указать на отсутствие ограничений, установленных пунктом 6 статьи 58, содержащим огромный список ограничений. Достаточно ли, например, просто написать, что ограничения отсутствуют, или надо перечислять все ограничения (что, кстати, технически нереализуемо в силу небольшого размера платежного поручения). Сокращение «Г:0%; М:0%; И:0%; У-нет» иногда признается достаточным, а иногда – нет.
Практика показывает, что требование закона об указании в платежном поручении жертвователя-юридического лица отметки об отсутствии ограничений – часто используемый организаторами выборов повод для отказа в регистрации, для отмены регистрации нежелательных претендентов. Логика отказа в этом случае следующая: перечисленное пожертвование не является законным, следовательно, должно было быть перечислено обратно жертвователю и не могло быть использовано. Но если оно уже использовано на избирательный залог, то делается вывод, что залог выплачен из незаконных средств, после чего залог не признается внесенным и возвращается. Если «незаконное» пожертвование использовано и составляет более 5% от предельной суммы избирательного фонда, то делается вывод об использовании этих средств помимо избирательного фонда, что является грубым нарушением, за которым следует отказ в регистрации. Примеров отказов в регистрации по этому основанию достаточно много74.
Наиболее эффективный способ застраховаться от претензий подобного рода – строго следовать образцам оформления платежных поручений, представленным в Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательного фонда, о которой шла речь в разделе «Правила финансирования избирательной кампании». Можно также попробовать заранее утвердить форму платежного поручения в избирательной комиссии.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.