«Приручение» избирательных комиссий
Адаптация администрации к новому избирательному законодательству проявляется, в частности, в практике формирования избирательных комиссий. Подбором членов избирательных комиссий и раньше занималась исполнительная власть (исполкомы), но идеологическое руководство этим процессом в период советской власти осуществляли все-таки райкомы КПСС. В начале и середине 90-х контроль со стороны администрации несколько ослаб, но в конце 90-х годов администрация стала вновь уделять самое пристальное внимание избирательным комиссиям. Конечно, процесс имел разную скорость в разных частях России; особенно интенсивно он наблюдался там, где была высока политическая активность.
Анализ составов избирательных комиссий, критериев отбора членов комиссий, который многократно проводился в Москве А.Е.Любаревым и автором этой книги, с очевидностью проявляет связь составов комиссий с московскими префектурами18. «Административное влияние» на составы окружных избирательных комиссий проявилось и на федеральных выборах 2003, о чем свидетельствуют наблюдения ассоциации «Голос»19.
Следует отметить высокую степень адаптивности администрации к тем изменениям избирательного закона, которые вносились с целью уменьшить административное влияние на формирование комиссий. До 1997 года избирательный закон не содержал требования об обязательном включении в комиссии представителей «парламентских» партий20, да и технология «партий власти» тогда еще не была отработана в достаточной степени. Поэтому в то время при формировании комиссий максимально отсеивались кандидатуры, выдвинутые любыми политическими партиями. После предоставления «квот» парламентским партиям (за фракциями и партиями, представленными в законодательных органах, резервировалось не менее трети, а позже – не менее половины мест в избирательных комиссиях) отсеву подвергались представители всех «непарламентских» партий и неподконтрольных администрации общественных объединений.
В 2005 году была законодательно повышена до половины допустимая доля государственных и муниципальных служащих в избирательных комиссиях. Это было в полной мере использовано, например, при изменении составов территориальных комиссий перед выборами в Мосгордуму 2005 года.
Правила формирования избирательных комиссий потребовали от администрации более тесных связей с партиями и общественными организациями, поскольку они являются главными субъектами выдвижения кандидатур в комиссии. Анализ составов комиссий в Москве показывает, что каждая администрация (префектура, Управа) имеет «ручные» общественные организации, которые готовы предоставить свои услуги по оформлению выдвижения кандидатур в избирательные комиссии. Естественно, что такие же тесные контакты установлены с партией «Единая Россия». Более интересным является факт тесного сотрудничества администрации при формировании комиссий с ЛДПР21.
Заметим, что в последнее партии и общественные объединения проявляют слабый интерес к формированию избирательных комиссий, особенно участковых. Поэтому в составах участковых избирательных комиссий обычно можно увидеть представителя лишь одной – двух партий. На ближайших выборах можно ожидать определенной активности также и от вновь образованных «административных партий» – в тех регионах, в которых местная администрация получит указание поддерживать такие партии.
Бюрократия нашей страны обладает большим опытом управления коллегиальными органами. Послушный коллегиальный орган совсем не обязательно должен целиком состоять из лояльных членов. В нем должно быть лояльное руководство, некоторое активное и пользующееся авторитетом меньшинство (которое обычно совпадает с руководством органа) и пассивное большинство. В коллегиальном органе современного типа могут даже присутствовать один-два оппозиционера. Таким образом, важнейшей задачей «формирователя» избирательной комиссии является обеспечение нужного руководства и обеспечение наличия пассивного большинства. Это достигается различными способами.
Методы обеспечения управляемости комиссии зависят от уровня комиссии. Комиссии высшего уровня – ЦИК РФ и региональные – это политические органы, и лояльность этих комиссий обеспечивается политической лояльностью их членов, непосредственной включенностью их в бюрократическую номенклатуру, наделением их соответствующим пакетом материального и социального обеспечения или гарантиями для бизнеса.
В качестве иллюстрации приведем выдержки из Закона города Москвы «О московской городской избирательной комиссии». Хотя в этом законе существуют большие пробелы, связанные с принципиальными вопросами выборов, основное внимание разработчика (закон принят в 2003 году) было привлечено к социальному обеспечению членов комиссии. Ниже приведена пара юридических норм, вошедших в закон.
«Медицинское, санаторно-курортное и транспортное обслуживание Председателя Городской комиссии производится в порядке и на условиях, установленных для заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы. Медицинское, санаторно-курортное и транспортное обслуживание заместителя Председателя Городской комиссии, секретаря Городской комиссии и членов Городской комиссии, исполняющих полномочия на постоянной (штатной) основе, производится в порядке и на условиях, установленных для министров Правительства Москвы». Вот такие номенклатурные тонкости описывает московский закон о городской избирательной комиссии!
Оттуда же: «членам Городской комиссии, которые работают не на постоянной основе, могут предоставляться и другие социальные гарантии, предусмотренные Законом города Москвы "О государственной службе города Москвы", в порядке и на условиях, установленных Мэром Москвы». А могут и не предоставляться: видимо, в зависимости от поведения.
В комиссиях среднего звена – территориальных, муниципальных, окружных – управляемость обеспечивается назначением в комиссию нескольких сотрудников администрации, по крайней мере один из которых входит в руководство комиссии. Очень часто сотрудник администрации занимает в этих комиссиях должность секретаря комиссии – ключевую в комиссиях данного уровня. Более того, объективные обстоятельства способствуют тому, чтобы секретарь комиссии был сотрудником администрации, поскольку обязанности секретаря комиссии связаны с освобождением от работы и с навыками делопроизводства.
Обеспечение пассивности большинства осуществляется как невключением в состав комиссий «непредсказуемых» кандидатов, так и различными мелкими подачками со стороны администрации. Членам комиссий среднего звена могут пообещать разрешение на установку гаража, помощь в установке телефона и т.п.
Что касается участковых комиссий, то, поскольку они формируются в основном по «производственному» принципу22, то для обеспечения их управляемости достаточно назначить лояльное руководство.
В результате участия исполнительной власти в процессе формирования избирательных комиссий составы комиссий получаются достаточно безынициативными и некомпетентными. Это именно те составы, которые, с одной стороны, позволяют сделать вид, что выборы проводят комиссии, а с другой стороны, они не мешают администрации реально управлять процессом выборов.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.