Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
Дать точное и функциональное определение понятия агитации невозможно по той причине, что жизнь богаче идеализированных схем и формального права. Практически все, что напоминает об участниках выборов, можно считать агитацией. Однако слишком широкое определение агитации войдет в противоречие с фундаментальным правом на свободу слова. Российский законодатель попытался максимально четко определить понятие агитации, и вот что у него получилось на сегодняшний день (пункты 2 и 2.1 статьи 48 ФЗГ):
«2. Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона);
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
2.1. Действия, совершаемые при осуществлении представителями организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, профессиональной деятельности и указанные в подпункте "а" пункта 2 настоящей статьи, признаются предвыборной агитацией в случае, если эти действия совершены с целью побудить избирателей голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них), а действия, указанные в подпунктах "б" – "е" пункта 2 настоящей статьи, – в случае, если эти действия совершены с такой целью неоднократно».
Понятно, что при таком определении один и тот же материал может быть оценен по-разному, в зависимости от того, кто его оценивает. Право оценивать материал на наличие признаков агитации предоставлено избирательным комиссиям и судам. И они оценивают, как могут.
Например, текст «Именно по этому принципу мы и формировали единый список кандидатов для поддержки его всеми избирателями. Мы обращаемся к вам, уважаемые москвичи, с призывом поддержать наше решение, продиктованное стремлением сделать все возможное для блага Москвы и москвичей» расценен Московской городской избирательной комиссией, а затем Мосгорсудом как не содержащий признаков агитации87. А уличная перетяжка с информацией о съезде партии «Яблоко» была расценена этой же комиссией как агитационный материал.
Избирательное законодательство предусматривает возможность «информирования» избирателей о ходе избирательной кампании. Государственные и муниципальные СМИ обрушивают на избирателя в период избирательной кампании и непосредственно перед ней такой объем «информирования» о деятельности «административных» кандидатов и партий, что их агитационная деятельность через избирательные фонды в некоторых случаях оказывается просто избыточной (см. выше подраздел «Средства массовой информации» в разделе «Инструменты административных избирательных технологий»).
Отдельного внимания заслуживает законодательное определение сроков агитационного периода (п.1 ст.49 ФЗГ): «Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов…. Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования». При этом в статье 2 ФЗГ написано, что «агитационный период – период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума». Это означает, что проводить предвыборную агитацию до выдвижения кандидата нельзя. Но, с другой стороны, в силу определения агитации, приведенного выше, агитации вообще не может быть без кандидата, списка кандидатов (если, правда, не считать недавно введенного пункта в) в определении агитации). Кроме того, за ведение агитации «вне» агитационного периода напрямую не предусмотрены такие санкции как отказ в регистрации, отмена регистрации. Совокупность этих норм приводит к выводу, что вплоть до момента выдвижения кандидата, списка кандидатов, а тем более, – до начала избирательной кампании, любая деятельность не должна признаваться предвыборной агитацией.
Этим фактом объясняется массированная политическая реклама, которую кандидаты и партии проводят до начала избирательной кампании. К «досрочной агитации» особенно охотно прибегают именно «административные» кандидаты и партии, используя подконтрольные им СМИ, а также всевозможные виды наружной рекламы.
При этом возникает несколько спорных вопросов, связанных с оплатой агитационных материалов, изготовленных до начала избирательной кампании или до начала агитационного периода. Так, например, должны ли оплачиваться из избирательного фонда брошюры (о деятельности кандидата, партии), которые изготовлены до начала избирательной кампании? Должны ли оплачиваться, и если да, то в каком порядке, рекламные щиты, которые были изготовлены, размещены и проплачены до начала избирательной кампании? И так далее. Все эти вопросы не имеют решения в рамках действующего закона. Значит, они будут решаться традиционными, неправовыми способами.
Агитация в средствах массовой информации по закону может проводиться не ранее чем за 28 дней до дня голосования (до 2005 года было 30 дней, в 2005 году срок был сокращен на 2 дня). Это ограничение направлено на увеличение административного влияния на выборы. Дело в том, что месяц, предшествующий дню голосования, перенасыщен агитацией. Это слишком короткий период для полноценной агитации, для внедрения в сознание и подсознание избирателя определенного имиджа, для полноценной идеологической конкуренции. Кроме того, именно в этот период все участники выборов и избирательные комиссии тщательно следят за соблюдением правил агитации.
На практике агитационная кампания в СМИ начинается приблизительно за несколько месяцев до начала избирательной кампании: на федеральных выборах – за полгода и более, на региональных – за 3-4 месяца, на муниципальных – за 1-2 месяца. Наиболее интенсивный период этой кампании приходится как раз на период, когда агитация в СМИ запрещена. Эта кампания проходит под видом интенсивного информирования о деятельности тех или иных кандидатов и партий. И понятно, что в наибольшей степени этим способом реальной агитации пользуется тот, кто имеет контроль над большей частью СМИ, то есть именно администрация.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.