logo
административные избирательные технологии

Прием и проверка протоколов

По закону прием протоколов от участковых комиссий осуществляется следующим образом (п.2 ст.69 ФЗГ):

Прибывающие в вышестоящую комиссию представители участковых комиссий сразу направляются в единое большое помещение, где расположены увеличенные формы сводных таблиц. По прибытии в это помещение, данные из первых экземпляров протоколов участковых комиссий в порядке очередности прибытия вносятся в увеличенную форму сводной таблицы (в идеале – при оглашении). Там же указывается время внесения этих данных. Затем документы участковой избирательной комиссии, в том числе – первый экземпляр протокола, поступают на проверку членам комиссии, которые их проверяют в этом же помещении. В случае если в протоколе обнаружены существенные недостатки (например, не выполнены контрольные соотношения), представители участковой избирательной комиссии отправляются вместе с документами (кроме первого экземпляра протокола, который остается в вышестоящей комиссии) обратно в свою комиссию, о чем оповещаются все присутствующие, а в увеличенной форме сводной таблицы об этом событии делается отметка. Если проверка не выявила существенных недостатков, то данные протокола вводятся в ГАС «Выборы». При обнаружении недостатков на этом этапе, производятся те же действия, что и при обнаружении недостатков на предыдущем этапе. После введения данных в ГАС «Выборы» документы участковой избирательной комиссии сдаются на хранение под расписку в вышестоящую комиссию, причем первый экземпляр протокола и прилагаемые к нему акты, заявления и решения по ним сдаются непосредственно председателю вышестоящей комиссии или другому уполномоченному на это члену комиссии. Если участковая комиссия составляла повторный протокол (возможно, – многократно), то его сдача в вышестоящую комиссию производится по той же процедуре, что и сдача первичного протокола.

Закон допускает, чтобы повторный подсчет голосов, составление повторного протокола производила непосредственно вышестоящая комиссия. Это во всех отношениях более правильный и эргономичный путь. Однако большинство комиссий среднего звена не идут по этому пути, поскольку он усложняет их деятельность.

Однако в реальности прием протоколов в вышестоящих комиссиях обычно происходит несколько иначе, чем это описано в законе.

В худшем случае, прибывающие в вышестоящую комиссию представители участковой комиссии направляются не в общий зал, а в кабинеты администрации, где производится проверка протоколов. Те протоколы, которые не удовлетворяют администрацию, переписываются. При этом могут использоваться заранее подписанные членами участковой комиссии бланки протоколов, а могут просто подделываться подписи членов участковой комиссии. Новый протокол может называться «повторным» (для страховки от несовпадений с копиями, выданными наблюдателям) или не называться таковым.

Такой грубый метод подделки протоколов встречается все реже и реже после введения в 2002 году нормы о принятии протоколов в едином помещении, где размещены увеличенные формы сводной таблицы. Более мягкий вариант нарушения этой нормы заключается в том, что внесение данных в увеличенную форму сводной таблицы производится после «предварительной проверки». Эта проверка может производиться негласно и остаться незамеченной присутствующими наблюдателями. В этом случае в увеличенную форму сводной таблицы будут вноситься уже исправленные данные.

Если данные в увеличенную форму сводной таблицы вносятся своевременно, то «переделать» эти данные будет затруднительно. Увеличенная форма сводной таблицы в этом случае служит хорошим доказательством данных, доставленных участковыми комиссиями в вышестоящую. Однако, как показывает опыт, увеличенная форма сводной таблицы в случае фальсификации имеет свойство теряться98. Поэтому сфотографируйте увеличенную форму сводной таблицы фотоаппаратом с хорошим разрешением.

Надежным способом контроля за тем, чтобы протокол участковой комиссии не был изменен в вышестоящей комиссии, является сопровождение этого протокола вплоть до момента окончательной сдачи со стороны наблюдателя, члена с совещательным голосом из этой же участковой комиссии. Такое право предоставлено наблюдателям, всем членам участковой комиссии, присутствовавшим в участковой комиссии при подсчете голосов и составлении протокола (п. 30 ст.68 ФЗГ). К сожалению, реализация этого права затруднена по той причине, что наблюдателей из участковых комиссий не допускают в здание администрации, где происходит сдача протоколов. Этот вопрос должен быть решен до дня голосования (см. раздел «Подготовка комиссии к приему протоколов»).

В организации приема документов от участковых комиссий администрация всегда принимает самое живое участие. В ночь подведения итогов вы увидите в здании администрации половину ее штатного состава. Часть сотрудников будет принимать документы, часть – обеспечивать порядок, часть – помогать прибывшим членам участковых комиссий. Явление это неизбежное, но надо следить за тем, чтобы помощь сотрудников администрации ограничивалась сугубо организационными вопросами.