От редактора
Вниманию читателя представляется своеобразное пособие по российскому избирательному процессу. Своеобразие его в том, что нормы избирательного законодательства в нем рассматриваются не только с точки зрения того, как они записаны в тексте закона, а так, как они трактуются и используются правоприменительными органами. При этом главный акцент делается на то, как эти нормы способствуют или препятствуют проведению честных и справедливых выборов.
Через эту призму автор рассматривает и такую специфическую черту российских выборов как административный ресурс. В литературе нет единства взглядов ни в отношении того, что же такое административный ресурс, ни в оценке его воздействия на институт российских выборов. И тем более не систематизированы методы противодействия использованию административного ресурса. Все это обусловливает чрезвычайную актуальность и практическую ценность предлагаемой книги.
Мы, как и автор книги, полагаем, что суть использования административного ресурса – во вмешательстве органов власти в избирательный процесс на стороне отдельных кандидатов и политических партий. Такое вмешательство формально запрещено российским законодательством и международными избирательными стандартами, однако оно процветает на российских выборах. Иногда оно принимает форму прямого нарушения закона (которое, к сожалению, обычно трудно выявить), но часто используется и несовершенство законодательства, пробелы в нем (в том числе сознательно оставленные), а также общие недостатки российской правовой культуры.
Отрицательная роль административного ресурса состоит в том, что в результате его использования искажается действительная воля избирателей. Это искажение при массированном использовании административного ресурса может достичь такого уровня, когда результат выборов вообще перестанет как-либо зависеть от позиции граждан, и выборы превратятся в чистую декорацию (как это было в советские годы). Тем самым будет полностью разрушена обратная связь между властью и гражданами, между властью и обществом, что обычно приводит к катастрофическим последствиям.
Автор данной книги поставил перед собой задачу в первую очередь систематизировать методы противодействия административному ресурсу. Для этого ему пришлось предварить практические рекомендации теоретическими главами, в которых анализируется суть административного ресурса и его проявления. Такой подход, с нашей точки зрения, представляется оправданным, поскольку, как отмечалось выше, подобный анализ в литературе отсутствует, а без него остается непонятным и основная направленность данной книги.
Серьезный анализ позволил автору трансформировать не вполне четкое понятие «использование административного ресурса» в более конкретное понятие «административные избирательные технологии». Использование последнего понятия является более продуктивным, поскольку позволяет анализировать данное явление именно как технологии, сопоставить административные избирательные технологии с другими известными политтехнологиями, исследовать отдельные методы и, в конечном итоге, противопоставить им методы правового контроля и противодействия.
Можно ли эффективно противодействовать административным избирательным технологиям? В последнее время был создан миф о всесилии административного ресурса, и даже автор данной книги в какой-то мере оказался под его воздействием, что иногда находит отражение на страницах книги. Не преуменьшая силу административных избирательных технологий, мы все же хотим выразить уверенность в том, что они не всесильны. Как и любые технологии, они опираются на ограниченные ресурсы: финансовые, людские, интеллектуальные, временные и т.п. И любое противодействие снижает их эффективность.
Важно однако, чтобы противодействие административным избирательным технологиям было грамотным и умелым, опирающимся на знание законодательства, российских традиций и опыта, в том числе накопленного опыта контроля на выборах. Очень часто оказывается, что кандидаты и политические партии, становящиеся жертвами административного ресурса, просто не были соответствующим образом подготовлены, допустили досадные ошибки, которых можно было легко избежать. Именно для того, чтобы вооружить всех, кто заинтересован в проведении честных выборов, эффективными методами противодействия административным избирательным технологиям, и написана эта книга.
Большое внимание в книге уделяется методам противодействия использованию административного ресурса через избирательные комиссии. И это не случайно. Согласно российскому законодательству, именно на избирательные комиссии возложены организация и проведение выборов. Кроме того, по закону избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые при участии гражданского общества и действующие на основе принципа открытости и гласности. Реальное воплощение этих важных законодательных норм в жизнь позволило бы в значительной степени снизить роль административного ресурса на выборах.
Автор книги имеет уникальный опыт работы (с правом решающего или совещательного голоса) в избирательных комиссиях всех уровней – от участковой до Центральной. Он принимал участие в избирательных кампаниях во многих регионах страны, имеет также большой опыт участия в судебных процессах по защите избирательных прав граждан. Книга написана на основании его собственного опыта, а также материалов, собранных Независимым институтом выборов и другими организациями, занимающимися контролем за избирательным процессом.
Остается пожелать, чтобы книга нашла своего заинтересованного читателя и содействовала борьбе за честные и справедливые выборы в России.
Любарев А.Е., кандидат юридических наук,
руководитель Дирекции программ
мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.