logo
административные избирательные технологии

Мониторинг сми

Поскольку воспрепятствовать массированной пропаганде «административных» кандидатов и избирательных объединений через государственные и муниципальные СМИ все равно не удастся, единственным средством противодействия этой избирательной технологии является тщательная фиксация неравноправного доступа кандидатов, избирательных объединений к средствам массовой информации. В первую очередь следует обращать внимание на государственные и муниципальные СМИ (см. раздел «Государственные и муниципальные СМИ»), которые обязаны предоставить равные условия кандидатам и избирательным объединениям. Также особое внимание следует уделить тем «негосударственным» СМИ, которые распространяются большими тиражами и бесплатно, с участием почты или других государственных, муниципальных предприятий (например, транспортных).

Поэтому мониторинг СМИ должен начинаться приблизительно за месяц или более до назначения выборов.

Следует заметить, что незаконная агитация, преимущественный доступ к СМИ сами по себе не могут служить основанием для отмены регистрации или для признания выборов недействительными. Они лишь могут послужить основанием для привлечения СМИ к административной ответственности. Но преимущественный доступ к СМИ является признаком использования должностного или служебного положения. Агитационные публикации, не оплаченные из избирательного фонда, являются признаком использования финансовых средств в целях агитации помимо избирательного фонда. Это уже является основаниями для отмены регистрации или признания выборов недействительными.

Мониторинг СМИ позволит дать количественную оценку преимущественного доступа к СМИ и использования средств помимо избирательного фонда. Здесь Вам будут полезны сведения о расценках, имеющиеся в избирательных комиссиях (см. раздел «Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов»).

Не надо думать, что преимущественное освещение деятельности «административных» кандидатов и партий в СМИ является достаточным условием для отмены регистрации или оспаривания результата выборов. Дело в том, что избирательные комиссии и суды, даже если они признают неравные условия проведения предвыборной агитации, будут утверждать, что эти условия созданы по инициативе СМИ, а не по инициативе кандидатов и избирательных объединений. Хотя результаты выборов оспорить на этом основании практически невозможно, доведение этой информации до широкой общественности является важным фактором борьбы за честные выборы.

Нарушение равноправия по доступу к СМИ рекомендуется фиксировать и оспаривать непосредственно в период избирательной кампании. Это позволяет в дальнейшем ссылаться на бездействие избирательной комиссии или на принятые судебные решения.