Администрация и выборы
На выборах администрация не является политически нейтральной, она заинтересована в избрании определенных кандидатов. Участвуя в процессе организации выборов, используя возможности административного влияния на различные организации, она обеспечивает более благоприятные условия именно этим кандидатам. Соответствующий подбор кадрового состава избирательных комиссий и слишком высокая степень инкорпорированности суда в бюрократическую систему обеспечивают «юридическое обеспечение» выборов. К настоящему времени сложилась ситуация, при которой выборы не могут считаться свободными и честными не потому, что происходят массовые прямые фальсификации итогов голосования, а потому, что нарушены другие важнейшие принципы выборов – конкурентность и равноправие кандидатов. Это, конечно, не означает полного отказа от банальных фальсификаций, которые могут применяться с целью обеспечения победы при приблизительном равенстве голосов (см. раздел «Прямые фальсификации итогов голосования»).
В России существует три уровня администрации и три уровня выборов. Каждому уровню администрации соответствует свой уровень выборов, хотя очень часто администрация одного уровня вмешивается в выборы не своего уровня. У каждого уровня администрации имеются собственные ресурсы, используемые для влияния на результаты выборов. Так, например, Федеральная служба безопасности, имеющая разветвленную региональную сеть, является, несомненно, ресурсом федерального уровня, так же как и федеральные телеканалы. Федеральным ресурсом является и прокуратура – в силу своего жесткого иерархического устройства. Региональные СМИ – как печатные, так и электронные – являются ресурсом региональной администрации. Органы внутренних дел также, в основном, связаны с региональной властью. У администраций федерального и регионального уровней имеются ресурсы в форме судов и соответствующих законодательных органов. Местная администрация может задействовать местные СМИ, иногда милицию. И конечно, не следует забывать, что у любой администрации есть в распоряжении бюджет, различные административные инспекции, подконтрольные общественные организации и близкий к администрации бизнес.
Естественно, что влияние администрации разных уровней на выборы осуществляется разными методами. Если на федеральном уровне используется такое «крупнокалиберное» средство как законодательство, то на местных выборах невозможность использовать это средство восполняется деятельностью сотрудников ЖКХ, уничтожающих листовки «неадминистративных» кандидатов и избирательных объединений.
Состояние института выборов определяется не только избирательным законодательством, но и правоприменительной практикой. При отсутствии развитого гражданского общества прогрессивное избирательное законодательство может сыграть роль ширмы для декоративных выборов. Нечто похожее происходит у нас в стране. Российская власть, часто говорящая о повышении роли партий на выборах, много сделала для того, чтобы пресечь развитие нормальной партийной системы. Ужесточение Федерального закона о партиях, повышение «заградительного барьера» на федеральных и региональных выборах, давление на бизнес и СМИ, поддерживающие оппозицию, привели к недоразвитию партийной системы. С другой стороны, реформирование избирательного законодательства в 2002–2005 годах было направлено на отстранение от выборов избирательных блоков и непартийных общественных объединений.
При этом кремлевская администрация сама активно занимается партийным строительством, создавая «административные» партии. Первый опыт – движение «Наш дом – Россия» – оказался не слишком удачным. Созданный в 1999 г. при активном участии политтехнологов практически «из ничего»23 избирательный блок «Медведь» («Единство») оказался более успешным. Объединение его с созданным администрацией ряда регионов блоком «Отечество – Вся Россия» в партию «Единая Россия» привело практически к монопольному положению этой «административной» партии. Ненормальность такой ситуации вынуждена была признать сама президентская администрация, которой пришлось активно содействовать созданию еще одной «административной», но оппозиционной партии.
Однако, поскольку автор не является специалистом в области политологии и политики, в этой книге мы не будем развивать эту тему. Хотя, подчеркнем еще раз: имитация партийной системы – важнейшая административная технология, кардинально влияющая на выборы.
Влияние на законодательство, реформирование законодательства в пользу одной политической силы – еще одна важная административная избирательная технология, которую могут использовать администрации двух верхних уровней – федеральная и региональная. В том, что произошло с нашим избирательным законодательством за последние четыре года, мы разбирались выше (см. раздел «Адаптация избирательного законодательства»).
В этой книге речь будет идти об административных избирательных технологиях, общих для администраций и выборов всех трех уровней.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.