119019, Москва, г-19, а/я 236.
Тел/факс: +7(495)787-63-38
www.scilla.ru
info@panorama.ru
Отпечатано с оригинал-макета в типографии «Момент»
1 Помимо книг об избирательных технологиях в целом, о незаконных избирательных технологиях повествуют книги: А.В.Лукашев «Черный PR», Санкт-Петербург, 2001; Н.М.Мальцева «Грязные избирательные технологии», Москва, 2003; Д.О.Парамонов, В.В.Кириченко "Методы фальсификации выборов", Ростов-на-Дону,2003.
2 См. также сборник «Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции» под ред. А.В.Иванченко и А.Е.Любарева.- М.: Аспект Пресс, 2006.
3 Например, на сайте Института развития избирательных систем (www.democracy.ru), сайте Межрегионального объединения избирателей (www.votas.ru).
4 Примеры можно найти в издававшемся в 2000–2002 годах журнале «Выборы. Законодательство и технологии», в книге А.Е.Любарева «Выборы в Москве: опыт двенадцати лет. 1989–2000», в сборнике «Особая зона: Выборы в Татарстане». Истории установления административного контроля над избирательными комиссиями в последние десять лет посвящена статья автора «Избирательные комиссии как декорации российских выборов» в журнале «Политические технологии», № 1(7), 2007.
5 См. материалы судебного процесса по оспариванию результатов этих выборов в книге «Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц», М., 2007. с. 62–111. Обзор российских выборов 2003 года можно найти в статье В.Прибыловского из сборника «Россия Путина. История болезни», М., 2004. С. 28–53.
6 Вешняков А.А. Централизация нужна для защиты демократии//Коммерсант-Власть, 2002, 2 июля, с.27.
7 Известные нам примеры: Израиль – 1%, Мексика-1,5%, Аргентина – 3%, Дания -2%, Швеция -4%, Германия – 5%, Португалия- 0%. Из этого ряда выбивается лишь Люксембург -8%.
8 Этот запрет введен Федеральным законом от 12.07.2006 № 106-ФЗ.
9 Пример применения этой нормы можно найти в публикации http://www.votas.ru/shchelkovo.html.
10 Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» содержит, например, такой квалифицирующий признак экстремистской деятельности: «деятельность …. по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на …воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения». С учетом того, что наши суды признают показания свидетелей, находившихся при исполнении служебных обязанностей, как более достоверные, чем показания других свидетелей, легко представить себе судебное решение по отказу в регистрации на основании показаний председателя избирательной комиссии о воспрепятствовании кандидатом законной деятельности избирательной комиссии.
11 См. Любарев А., Голосов Г. Чисто российское изобретение // Независ. газета, 28 июня 2007.
12 В этом абзаце понятия «вышестоящая комиссия» и «нижестоящая комиссия» употребляются не совсем корректно – см. раздел «Иерархия комиссий». В этом абзаце под вышестоящей имеется в виду комиссия, которая стоит выше в списке, приведенном в предыдущем абзаце.
13 По крайней мере, нам неизвестны исключения.
14 Некоторые ТИК работали дольше 4-х лет из-за того, что момент их формирования пришелся на проводимые ими выборы, и полномочия ТИК были продлены.
15 Например, на выборах депутатов Самарской областной Думы, состоявшихся 11 марта 2007 года, Автозаводская ТИК города Тольятти исполняла полномочия сразу четырех окружных избирательных комиссий.
16 См. п.п.22 и 23 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
17 Строго говоря, некоторые территориальные комиссии (которые мы выше назвали «экстерриториальными») могут нарушать иерархию.
18 См. http://www.votas.ru/oik01.html; http://www.votas.ru/oik.htm; http://www.votas.ru/oik03.html.
19 Обзор влияния администрации на формирование составов избирательных комиссий можно найти в статье автора «Избирательные комиссии как декорации выборов», журнал «Политические технологии», №1(7), 2007.
20 Термин «парламентская партия» мы употребляем здесь и далее в качестве замены громоздких выражений «избирательное объединение, избирательный блок, имеющий фракцию в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации» (Закон о гарантиях 1997 года) или «политическая партия, выдвинувшая списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации» (Закон о гарантиях 2002 года).
21 Так, например, на дополнительных выборах депутата Государственной Думы по 196-му избирательному округу в марте 2006 года во всех участковых избирательных комиссиях (а их было образовано около 180) оказались представители ЕР и ЛДПР. Поскольку участковые комиссии были образованы по производственному принципу (то есть подавляющее большинство членов УИК работали на одном предприятии), нетрудно догадаться, что «Единая Россия» и ЛДПР просто предоставили свои «квотные» места сотрудникам предприятия, а точнее – сотруднику префектуры, занимавшемуся формированием комиссий.
22 Приведем характерный пример, связанный с составами УИК, сформированных на дополнительных выборах депутата Государственной Думы по 196-му избирательному округу (голосование состоялось 12 марта 2006 года). Доля УИК, в которых сотрудники одного предприятия составляли более половины членов – 97%(!), в которых они составляли более двух третей – 94%, более 90% – 72%, а таких комиссий, где все члены являются сотрудниками одного предприятия, оказалось 30%.
23 См. например книгу непосредственных участников развертывания проекта «Единство» С.Ф.Лисовского и В.А.Евстафьева «Избирательные технологии: история, теория, практика», М.:РАУ-Университет, 2000.
24 Хотя Конституция РФ не включает Президента РФ в состав исполнительной ветви власти, реально именно Президент РФ возглавляет в нашей стране исполнительную власть.
25 Лукашев А.В., Пониделко А.В. «Черный PR как способ овладения властью или бомба для имиджмейкера», СПб., 2001
26 Мальцева Н.М. «Грязные» избирательные технологии: мифы и реальность», М., 2003
27 Матвейчев О.А., Новиков В.Ю. «Предвыборная кампания: практика против теории», Екатеринбург, 2003
28 См. книгу «Мониторинг злоупотреблений административным ресурсом в ходе федеральной кампании по выборам в Государственную Думу Российской Федерации в декабре 2003 г.», М.:, «ПравИздат, 2004»
29 Например, на выборах Президента Калмыкии в 2002 году рекламные щиты с изображением будущего кандидата К.Илюмжинова появились на улицах Элисты за год до выборов. Они заняли практически все рекламные места и находились там вплоть до дня голосования, но, естественно, не были оплачены из избирательного фонда. Такая же картина наблюдалась с рекламными щитами партии «Единая Россия» в 2003 году.
30 По данным, приведенным в заявлении в ВС РФ, требовавшем отменить результаты парламентских выборов 2003 года, доля времени, занятой передачами на государственных телеканалах о разных партиях в период избирательной кампании, составила: для «Единой России» – 39,1%, для КПРФ – 19%, для ЛДПР – 7,9%, для СПС – 9,4%, для «Яблока» -8,4%, для блока «Родина» – 6,3% (см. книгу «Обеспечение открытости органов власти для граждан и юридических лиц». М., 2007. С. 64–75).
31 См. Бузин А.Ю. Административные избирательные технологии: московская практика. – М.:РОО «Центр «Панорама», 2006 или http://www.votas.ru/buzin06.rar.
32 См. дела Никоновой и Локшиной в книге Бузин А.Ю. «Московские муниципальные выборы 2004 года: история фальсификации»., М.:РДП «ЯБЛОКО». 2005, с.36.
33 См. например, дело Ануфриевой в книге Бузин А.Ю. «Московские муниципальные выборы 2004 года…», с.36..
34 Известны случаи, когда отказ в регистрации основывался на отсутствии копий всех листов паспорта.
35 На этом основании отказали кандидату Плотникову В.И. на выборах депутатов Законодательного собрания Пермской области в декабре 2006 года. Избирательная комиссия, а вслед за ней и суд установили, что этот кандидат заканчивал не ту среднюю школу, дубликат аттестата которой представил (См. Бюллетень национального центра мониторинга демократических процедур. Выпуск №2, февраль 2007.-М.:Независимый институт выборов, 2007, с. 86).
36 Вновь открывшиеся обстоятельства позволяют отменить решение о регистрации в судебном порядке.
37 Единственный реальный соперник кандидата от администрации, которому удалось пройти этап регистрации (остальным четверым было отказано по надуманным основаниям) был снят за то, что в его плакатах и листовках оказались изображения «архитектурных сооружений». Это противоречащее не только здравому смыслу, но и закону основание было указано в решениях Щелковского городского суда и Московского областного суда с подачи юристов «административного» кандидата, действовавших в тесной связке с руководством избирательной комиссии.
38 См. «Дело Никонова» в книге Бузин А.Ю. «Московские муниципальные выборы 2004 года…».
39 Один из последних примеров – обыски в штабах СПС на выборах депутатов Законодательного собрания Красноярского края. Известны случаи обысков в штабах «Российской Партии Жизни». Не было замечено ни одного случая, когда бы обыски проводились в штабах «Единой России».
40 См. раздел «Электоральное благоустройство» в моей книге «Административные избирательные технологии: московская практика».
41 На выборах мэра якутского города Ленска в 2002 году эта технология была успешно использована «неадминистративным» кандидатом – владельцем сети продовольственных магазинов.
42 Порог явки на муниципальных выборах законодатели субъектов РФ имели право отменять и раньше.
43 Впрочем, стоит заметить, что на дополнительных выборах бывают случаи, когда администрация не заинтересована в обеспечении явки. Если представительный или законодательный орган сформирован и он обеспечивает поддержку деятельности администрации, то последняя может не особенно заботиться о явке. Дополнительные выборы довольно часто оказываются несостоявшимися.
44 Так, например, Московская городская избирательная комиссия истратила на «комплексную кампанию по информированию избирателей» о выборах депутатов Московской городской Думы в 2005 году 92,5 млн. рублей (38% от общей суммы бюджетных расходов на эти выборы), а в 2001 году – около 60 млн. рублей (около половины всех расходов). Стоит заметить, что рекламные организации, в которых размещаются заказы Мосгоризбиркома, одновременно обслуживают агитационные кампании «административных» кандидатов и партий.
45 Некоторые политтехнологи утверждают, что прямые фальсификации иногда применяются недобросовестными «неадминистративными» кандидатами, которые просто подкупают членов участковых избирательных комиссий.
46 Газета «Метро» при тщательном рассмотрении состава ее акционеров подпадает под определение государственного СМИ.
47 По инициативе ЛДПР на выборах депутатов Московской городской Думы 2005 года была отменена регистрация списка избирательного объединения «Родина». Основанием для отмены послужило наличие в агитационных материалах «Родины» признаков разжигания межнациональной розни. Но агитационные материалы ЛДПР содержали не меньше таких же признаков. Однако, суд удовлетворил иск ЛДПР, отказав в удовлетворении аналогичного иска «Родины» к ЛДПР. На октябрьских выборах 2006 года ЛДПР оспаривала регистрацию списка «Российской Партии Жизни» и партии «Свобода и народовластие» в Приморском крае, а также партии «Яблоко» в Свердловской области.
48 Дважды мне приходилось видеть, как глава администрации устраивал телефонный «разнос» женщинам-председателям ТИК, доводя их до слез.
49 Исключительным случаем может быть возложение на избирательную комиссию муниципального образования полномочий территориальной комиссии. Тогда она может быть организатором и других выборов.
50 Небедный владелец фирмы «Седьмой континент» В.Груздев, привлекая немалые финансовые средства и неплохую политтехнологическую команду, многократно пытался, но не мог добиться депутатского мандата до тех пор, пока не получил административной поддержки. Генерал А.Николаев, набравший 63% голосов тогда, когда его поддерживала администрация, набрал только 19%, когда администрация поддерживала его конкурента, получившего 44%.
51 Некоторые территориальные комиссии формировались в другие сроки в связи с тем, что в октябре-декабре проходили избирательные кампании, в которых они участвовали.
52 В местах временного пребывания избирателей этот срок может быть сокращен.
53 Более подробно с перечнем вопросов, которые желательно отразить в регламенте избирательной комиссии, можно ознакомится в статье А.Ю.Бузин «О регламентах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации» // «Журнал о выборах», 2003, №4, с.21-24.
54 Приведем интересный пример. «Российская Партия Жизни» на выборах депутатов Мосгордумы в 2005 году меняла своего члена Мосгоризбиркома на несколько дней, когда производилась проверка подписей. В качестве «временного члена» с совещательным голосом на этот период они пытались ввести человека с опытом графологической экспертизы. Однако руководство Мосгоризбиркома оказалось начеку! Новый член с совещательным голосом не был допущен к проверке подписей до момента его утверждения на заседании Мосгоризбиркома. А заседание это состоялось уже после проверки подписей. «Российской Партии Жизни» пришлось отзывать «нового» и заново назначать «старого» члена комиссии.
55 В конституционном праве органом называется не только коллегиальный орган, но и единоличный глава исполнительной власти, администрации.
56 Предусмотрен перенос выборов на одну неделю, если указанные дни совпадают с праздничным или предпраздничным днем.
57 В некоторых регионах предусмотрена «ротация» коллегиального органа, то есть периодическое обновление части депутатского корпуса. Например, в Свердловской области каждые два года избирается половина депутатов Областной Думы Законодательного собрания. Такие выборы тоже называются основными.
58 Исчисление сроков производится в соответствии со ст.11.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
59 Для определения сроков в период избирательной кампании удобно разметить свой календарь таким образом, чтобы каждая дата имела номер, показывающий, сколько дней остается от этой даты до дня голосования. Так, например, если днем голосования является 11 марта, то номер 1 получает день 9 марта, номер 2 – день 8 марта, и т.д. Такой «обратный календарь» позволит Вам быстро ориентироваться в крайних сроках, устанавливаемых законом.
60 Честное распределение денег – едва ли не самый актуальный вопрос для членов избирательных комиссий. В 2001 году проводились дополнительные выборы депутата Государственной Думу по 204-му избирательному округу. Смета, спущенная из Московской городской избирательной комиссии в окружную комиссию, предусматривала следующее распределение общей суммы оплаты труда: участковым комиссиям (около 2000 человек)– 54 %, территориальным (около 100 человек) – 7%, окружной комиссии (14 человек) – 2% и, что самое интересное, – городской комиссии (14 человек) – 37%. При этом городская комиссия имела на этих выборах наименьший объем обязанностей! Такое распределение денег было единственным вопросом, который конкретно заинтересовал окружную комиссию за весь период избирательной кампании, проходившей при явной поддержке администрацией одного из кандидатов. Окружная комиссия не утвердила смету, и деньги Московской городской комиссии были урезаны.
61 Следует учесть, что СМИ, которые содержатся в перечне, но являются специализированными или выходят реже одного раза в неделю (это должно быть отмечено в перечне) могут отказаться от участия в агитации.
62 Например, калмыцкое региональное подразделение ВГТРК отказалось предоставить бесплатное эфирное время кандидатам на должность Президента республики в 2002 году. Верховный Суд Республики Калмыкия по заявлению одного из кандидатов обязал предоставить бесплатное эфирное время. Правда, телекомпания проигнорировала решение суда.
63 Именно так поступила территориальная комиссия Головинского района города Москвы с кандидатом С.Бурдом на дополнительных выборах депутата Муниципального Собрания в 2006 году.
64 Фраза дословно повторена из решения Пермского областного суда от 1 ноября 2006 года по делу об отказе в регистрации Плотникова В.И. кандидатом в депутаты Законодательного собрания края. Это решение областного суда поддержано Верховным судом РФ. В данном случае речь шла о представлении кандидатом в избирательную комиссию признанного недействительным свидетельства о среднем образовании.
65 Кандидату на должность Президента Чеченской Республики М.Сайдулаеву было отказано врегистрации на том основании, что в паспорте (!) в качестве места рождения было указано «Чеченская Республика», а не «Чечено-Ингушская АССР».
66 Пермский областной суд отменил регистрацию кандидата А.Л.Бурнашова за то, что в паспорте у кандидата была проставлена непредусмотренная российским законодательством отметка о пересечении российско-украинской границы.
67 См. Дело об отказе в регистрации кандидата А.В.Черных в сборнике «Мониторинг демократических процедур», Бюллетень №2, февраль 2007, с.84.
68 См. «Дело Ануфриевой» в моей книге «Московские муниципальные выборы 2004 года: История фальсификации», с. 36.
69 Сам по себе этот факт замечателен: государственный орган требует от общественного объединения документы, зарегистрированные в государственных органах.
70 См. «Мониторинг избирательных кампаний 11 марта 2007 года. Бюллетень №3», Национальный центр мониторинга демократических процедур, май 2007, с. 59-60.
71 См. «Мониторинг избирательных кампаний 8 октября 2006 года. Бюллетень №1», Национальный центр мониторинга демократических процедур, декабрь 2006, с. 45–47.
72 В этом случае кандидат обязан сообщить избирательной комиссии об отказе создания избирательного фонда и фактически взять на себя обязательство не использовать денежные средства при проведении своей избирательной кампании.
73 Принципиально, это может быть и другой банк. Однако за редкими исключениями (например – выборы в Чечне) это бывает именно Сбербанк. Заметим, что Сбербанк является открытым акционерным обществом, в котором большая часть акционерного капитала принадлежит государству.
74 См. книгу Бузин А.Ю. «Административные избирательные технологии: московская практика», с.72-73; сборник «Мониторинг демократических процедур», Бюллетень №2, февраль 2007, с.84.
75 Такого основания нет в списке оснований для отказа в регистрации. Однако был применен стандартный прием: комиссия посчитала, что нарушение формы первого финансового отчета означает его непредставление в комиссию, то есть отказала в регистрации в связи с отсутствием документов, необходимых для регистрации. Нелепость этой ситуации усиливалась еще и тем, что сданный отчет содержал все необходимые сведения, а избирательная комиссия тщательно скрывала от кандидата наличие новой версии формы отчета. Поскольку речь идет о повторных муниципальных выборах, у кандидата не было иной возможности получить эту форму нигде, кроме как в избирательной комиссии.
76 До недавнего времени так было, например, в Московской области.
77 Иногда такие кандидаты в целях создания себе имиджа «независимого кандидата» выдвигаются не от партии, и, следовательно, должны внести залог или представить подписи.
78 Определение понятий «недействительная», «недостоверная» подпись содержится как в Федеральном законе о гарантиях (п. 44 и 45 ст. 2 ФЗГ), так и в законах о конкретных выборах, причем, строго говоря, эти определения могут не совпадать. Давая определение недействительной подписи в статье 2, Федеральный закон о гарантиях одновременно требует, чтобы законы о конкретных выборах определяли «основания для признания подписей недействительными» (п.3 ст.38 ФЗГ).
79 Эти мелочи, как показал опыт недавних выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, оказываются существенными, когда возникает вопрос о регистрации «нежелательного» претендента.
80 См. «Дело Никонова» в моей книге «Московские муниципальные выборы 2004 года….».
81 Реально это занимает несколько дней, поскольку требуется некоторое время для открытия счета и составления первого финансового отчета. Кроме того, кандидат-одномандатник, выдвинутый «парламентской» партией, регистрируется на основании решения вышестоящей комиссии о заверении соответствующего списка кандидатов (списка по одномандатным, многомандатным округам).
82 Заметим, что в советские времена получение открепительного удостоверения и дальнейшее неучастие в голосовании было довольно распространенным явлением. В меньшей степени это проявляется и в настоящее время.
83 Решение о форме бюллетеня принимает организующая комиссия, а содержание бюллетеня утверждает регистрирующая комиссия.
84 Например, избирательные бюллетени для выборов Президента Башкирии в 2003 году печатались в ГУП «Мир печати», традиционно обслуживающей Администрацию Президента Республики Башкортостан. Это стало широко известно тогда, когда возникло уголовное дело об изготовлении неучтенного тиража бюллетеней.
85 Замечательный пример дала Центральная избирательная комиссия Республики Беларусь на выборах Президента Республики в 2006 году. На плакате были изображены слева направо 4 кандидата, причем 3 из них были расположены в порядке алфавита, а первым был кандидат Лукашенко.
86 В 1999 году один из председателей территориальной комиссии в городе Москве наотрез отказался выполнять требование закона о размещении сведений о доходах кандидатов во всех своих участковых комиссиях (а было их более сорока). Дело заключалось в том, что доходы и имущество «административного» кандидата, выглядели неприлично на фоне его должности председателя Счетной палаты города Москвы. Этот председатель территориальной комиссии, естественно, не понес никакого наказания.
87 Справедливости ради стоит отметить, что в 2001 году законодательство еще не содержало того перечня признаков агитации, который используется в настоящее время.
88 В Республике Калмыкия в 2002 году выпускалось 8 районных газет, в которых не просто шла неприкрытая агитация за «административного» кандидата на должность Президента Калмыкии, но даже документировались факты подкупа избирателей (например, раздачи автомобилей). Все эти газеты оперативно поступали в Центральную библиотеку Элисты. Это позволило собрать богатый – более 100 страниц – материал, свидетельствующий о том, что упомянутый кандидат нарушил все правила предвыборной агитации. Калмыцкий суд, впрочем, отклонил требование об отмене регистрации.
89 Материалы, оплаченные из избирательного фонда, не представляют особого интереса. Их следует анализировать только на предмет, удовлетворяют ли они ограничениям, установленным пунктами 1, 1.1 и 5.2 ст. 56 ФЗГ. Кроме того, иногда СМИ забывает опубликовать раценки на агитационные материалы, и в этом случае оно не вправе участвовать в агитации (см. раздел «Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов»).
90 Более подробно о том, какие СМИ на каких выборах и кому обязаны предоставлять бесплатные и платные эфирное врем и печатную площадь следует смотреть в законе. Более популярное изложение для выборов в Госдуму можно найти в Рекомендациях по адресу http://www.votas.ru/rec_SMI.html.
91 6 июля 2007 года ЦИК РФ принял Постановление, в котором утвердил образцы договоров между кандидатом, избирательным объединением и СМИ на предоставление бесплатного эфирного времени, печатной площади. Это – шаг вперед, поскольку раньше договоры, предлагаемые СМИ, вообще имели мало отношения к выборам. Надо полагать, что теперь СМИ будут предлагать именно такие договоры.
92 Кандидат на должность мэра города Щелково, представлявший реальную опасность для «административного» кандидата, был снят судом с подачи избирательной комиссии. Московский областной суд оставил решение в силе. Основанием отмены регистрации было то, что фоном агитационных плакатов кандидата были фрагменты зданий, памятников, ландшафтных композиций.
93 Случаи, дошедшие до возбуждения уголовного дела, зафиксированы в московских районах: Орехово-Борисово-Северное в 2000 году и в Крылатском в 2005 году. Виновные не найдены. Кстати, не надо думать, что уголовные дела возбуждены энтузиастами из прокуратуры. За дело в Крылатском гражданину России Г.Белову пришлось бороться два года; лишь через суд удалось заставить прокуратуру возбудить уголовное дело.
94 Федеральным законом от 21.07.2005 N 93-ФЗ в Закон «Об основных гарантиях…» была внесена поправка, которая запретила проведение лотерей, «связанных с выборами». Ранее были запрещены только лотереи, «объектом которых являются выборы». Впрочем, формулировка действующего закона – «В период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.» – допускает различные толкования.
95 «Гражданам об их политических правах»/под ред. А.В.Иванченко.- М.: Фонд «Либеральная миссия», 2006.
96 Это значит, что на федеральных выборах этими устройствами может быть обеспечено максимально 1-1,5% участковых избирательных комиссий.
97 Строго говоря, таковыми в исключительных случаях может оказаться и комиссия субъекта Федерации или даже ЦИК РФ – в случаях, когда они принимают протоколы от участковых комиссий, образованных за пределами Российской Федерации или на судах, отдаленных участках.
98 Так, например, было в Дмитровском районе города Москвы на муниципальных выборах 2004 года.
99 В 2000 году при проведении дополнительных выборов депутата Мосгордумы в районе Марьино системный администратор ввел 19 сфальсифицированных протоколов участковых избирательных комиссий. Известно, что рядом в это время находились несколько сотрудников администрации и председатель территориальной комиссии. К уголовной ответственности был привлечен только пожилой председатель ТИК, который был тут же освобожден по амнистии от уголовного преследования.
100 Например, в московских районах Крылатское и Дмитровский в городе Москве.
101 Если наблюдатель направляется избирательным объединением, то надо использовать вариант, представленный в квадратных скобках.
102 Жалоба и заявление – в данном случае синонимы.
103 Как было сказано выше, если Вы являетесь членом УИК с ПСГ, то лучше эти действия проделать заранее – в субботу.
104 По загранпаспорту можно проголосовать только находясь за границей.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.