logo
административные избирательные технологии

Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология

Административные избирательные технологии – это технологии влияния действующих властных структур на результаты выборов с целью сохранения своей власти.

В российской литературе административные избирательные технологии чаще называют использованием административного ресурса на выборах. Мы предпочитаем говорить именно о технологиях, подчеркивая, что используемый административный ресурс зачастую имеет нематериальную форму, например, распространенным является влияние на предприятия и организации с целью заставить их косвенно участвовать в агитационной кампании одного из кандидатов. Информация, которой владеет власть, да и само наличие иерархической административной структуры представляет собой, административный ресурс, но – в широком смысле этого слова.

Строго говоря, властный ресурс, не совпадает с административным ресурсом. В государственном праве «администрацией» называется только исполнительная власть. Однако в единой российской номенклатурной корпорации ведущую роль играет именно структура исполнительной власти, у нее сосредоточена большая часть властного ресурса. Ресурсы других ветвей власти и государственных структур, формально не входящих в исполнительную ветвь власти, либо невелики, либо реально принадлежат исполнительной ветви. Это, конечно, во многом связано с той формой президентского правления, которая установилась в нашей стране24.

Говоря об административных избирательных технологиях и административном ресурсе, мы подразумеваем технологии и ресурс единой властной корпорации, состоящей из лиц, реализующих публичную власть. В отличие от советских времен, эти лица имеют возможность распоряжаться не только общественным ресурсом, но и немалыми личными материальными ресурсами.

Использование административного ресурса на выборах с очевидностью является негативным явлением, поскольку обеспечивает самовоспроизводство власти, завуалированное псевдодемократическими выборами. Такие выборы приводят к увеличению разрыва между гражданами и властью, то есть к недемократическому государственному устройству.

Политтехнологи относят использование административного ресурса к так называемым «грязным избирательным технологиям». В книге А.В.Лукашева и А.В.Пониделко «Черный PR» как способ овладения властью»25 «государственное управление выборами» рассматривается как официальное применение манипулятивных избирательных технологий. Интересный обзор административных избирательных технологий можно найти в книге Н.М.Мальцевой «Грязные избирательные технологии»26. Отдельный раздел посвящен административному ресурсу в книге О.Матвейчева и В.Новикова «Предвыборная кампания: практика против теории»27, посвященной «рисковым стратегиям» на выборах.

Общественная организация «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р», давно занимающаяся мониторингом злоупотреблений административным ресурсом на выборах, выделяет следующие типы административного ресурса28:

Эта классификация является условной, поскольку некоторые технологии используют сразу несколько типов административного ресурса. Например, когда администрация устраивает какое-нибудь массовое мероприятие, на котором «засвечивается» поддерживаемый ею кандидат, – спортивный праздник, открытие нового культурного центра и т.д. – используется сразу несколько видов ресурса: регуляторный, институциональный, финансовый, медийный. Это также является причиной того, что мы предпочитаем классифицировать влияние администрации на выборы по функциональному, а не по ресурсному признаку.