logo
административные избирательные технологии

Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф

Сама по себе идея отделить организаторов выборов от других органов власти, наделив первые собственной компетенцией, вполне естественна для стран, где репутация исполнительной власти невысока. Но для этого недостаточно декларировать независимость избирательных комиссий. Идея будет реализована только в том случае, если независимыми и компетентными будут члены комиссии (что определяется широкой совокупностью социальных и личных обстоятельств), а комиссия будет иметь самостоятельный доступ к общественным ресурсам. Внутри суверенной страны эти условия обеспечиваются всей совокупностью государственных механизмов и социокультурных традиций, поэтому никакое реформирование системы организации выборов без перестройки других общественных и государственных институтов не даст желаемого результата.

Пункт 7 статьи 3 Закона «Об основных гарантиях…», описывающей основные принципы организации выборов в России, гласит: «Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается». Избирательным комиссиям, их формированию, полномочиям, статусу членов комиссии и организации работы комиссий посвящена глава IV Закона «Об основных гарантиях…». В ней, в частности, установлено, что в России действуют шесть типов избирательных комиссий:

Система избирательных комиссий не представляет собой строго организованную иерархическую структуру, такую, например, как прокуратура. Более того, она не представляет собой систему постоянно действующих государственных органов, наоборот, большая часть комиссий образуется только на период выборов и состоит из членов, работающих за небольшое вознаграждение на общественных началах. Тем не менее, между комиссиями разного уровня существуют «вертикальные» связи, усилившиеся с принятием нового Закона «Об основных гарантиях…» в 2002 году. Эти связи выражаются в первую очередь в возможности вышестоящих12 комиссий принимать решения, «корректирующие» решения нижестоящих комиссий, издавать нормативные акты, регулирующие деятельность нижестоящих комиссий, контролировать деятельность нижестоящих комиссий. Окружные, территориальные и участковые комиссии целиком формируются вышестоящими комиссиями, а в избирательные комиссии субъектов Федерации и муниципальных образований два члена назначаются по представлению вышестоящих комиссий. Вышестоящие комиссии играют значительную роль и в назначении председателей нижестоящих комиссий: либо назначают их непосредственно, либо предлагают кандидатуры.

Охарактеризуем кратко каждый из типов избирательных комиссий.