Немного истории
Выборы, установленные конституцией как обязательное массовое мероприятие, должны быть обеспечены государственными ресурсами и, в частности, должны организовываться органами власти (государственными или муниципальными органами). В мире наблюдается значительное разнообразие способов организации выборов. Во многих странах с давно устоявшимися демократическими традициями выборы организует исполнительная власть (администрация). Так, например, в Германии и Великобритании этим занимается министерство внутренних дел, в Швеции важнейшую роль в организации выборов играют налоговые органы. В Бразилии и Польше организация выборов возложена на органы, состоящие из судей. Но это не означает, что к организации выборов не привлекаются общественные организации и отдельные граждане: для работы на избирательных участках в день голосования требуется довольно много людей.
Для России со времен выборов в Учредительное собрание в 1917 году характерна система организации выборов через структуру избирательных комиссий. Избирательные комиссии – это специальные органы, на которые возложены полномочия по организации выборов и установлению итогов голосования. Совершенно очевидно, что для исполнения этих полномочий избирательные комиссии должны быть наделены немалыми ресурсами и должны быть независимы от других органов власти. И почти в каждой стране, где существуют избирательные комиссии, указанные условия закреплены за ними законодательством.
Одно существенное обстоятельство отличает избирательные комиссии от других органов власти. Дело в том, что выборы не являются постоянным мероприятием и проводятся время от времени. Избирательные комиссии в полном своем составе не могут быть постоянно действующими органами. Поэтому система избирательных комиссий вынуждена быть полугосударственным-полуобщественным институтом. При таких обстоятельствах чрезвычайно сложно соблюсти принцип независимости избирательных комиссий от исполнительной власти.
История избирательных комиссий в Советской России начинается с расформирования Всероссийской по выборам в Учредительное собрание комиссии «ввиду отказа работать совместно с комиссаром, назначенным СНК». Вплоть до 1937 года выборы, как по закону, так и на практике проводились, главным образом, исполкомами, тем не менее, избирательные комиссии сохранялись как формальный атрибут выборов. С 1925 года избирательное законодательство содержало положение о том, что избирательные комиссии создаются «при исполкомах». Даже формальные полномочия избирательных комиссий в этот период были крайне урезаны. Несмотря на это, советская власть строго следила за составами избирательных комиссий. Вот, например, выдержка из журнала «Советское государство и революция права» (№1,1930):
«В отдельных районах наблюдалась засоренность избирательных комиссий чуждым элементом, вследствие невнимательности ряда местных советских и общественных организаций к персональному подбору членов избиркомов и несвоевременного изучения состава избиркомов со стороны вышестоящих исполкомов и избирательных комиссий». «Выявление засоренности (избирательных комиссий) производилось работниками, посланными в деревню для проверки выполнения директив вышестоящих органов». Работа, судя по всему, была проведена значительная: например, из 127 проверенных избиркомов Северного Кавказа «вычищено» 267 человек, из 4422 избиркомов Сибирского края – 1657 человек, из 351 сельизбиркома Средневолжской области было полностью распущено 127 комиссий, в Чеченской автономной области состав сельизбиркомов был обновлен на 35% и т.д.
Как известно, в 1936-1937 годах в СССР была проведена конституционная реформа: выборы стали всеобщими. Избирательные комиссии формально перестали числиться «при исполкомах», было построено некоторое подобие «вертикали» избирательных комиссий, но их роль от этого не повысилась. Избирательные комиссии, хотя и были объявлены основными организаторами выборов, формировались исполкомами, их руководители назначались также исполкомами. Все избирательные комиссии создавались исключительно на период выборов и не имели собственного аппарата. В таком виде избиркомы просуществовали до начала 90-х годов.
Ситуация с избиркомами в послевоенный период (впрочем, как и с выборами в целом) представляется явно искусственной. Например, в 1977 году было образовано 2 254 869 избирательных комиссий, в состав которых входило 9 228 397 человек. Большинство избирательных комиссий были окружными, единственная практическая функция которых заключалась в том, чтобы «зарегистрировать» одного безальтернативного кандидата. Размер большинства избирательных округов по выборам в местные Советы был меньше размера избирательного участка.
Стоит заметить, что в соответствии с существовавшей в СССР иерархией, идеологическими организаторами выборов и «высшей инстанцией» были не исполкомы, а располагавшиеся над ними райкомы КПСС.
В перестроечный период произошли радикальные изменения всей избирательной системы. Коснулось это и собственно процесса организации выборов. Главными организаторами выборов по закону остались специальные органы – избирательные комиссии, но роль их была повышена. Постепенно формировалась более самостоятельная и более обеспеченная ресурсами система избирательных комиссий (см. раздел «Система избирательных комиссий в РФ»). Эта система, несомненно, играет определенную роль на российских выборах. Но в целом можно сказать, что эта система фактически встроена в исполнительную ветвь власти, и, с учетом российской специфики – собственных политических амбиций исполнительной власти – не позволяет в полной мере реализовать честные справедливые выборы.
Важнейшим фактором повышения роли избирательных комиссий стало то, что «костяк» системы избирательных комиссий – Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные комиссии – стали постоянно действующими. Точнее говоря, важно то, что у этих комиссий появились собственные аппараты, а в составах комиссий появились штатные руководители (что, впрочем, не относится ко многим территориальным комиссиям).
Следует отметить, что российские реформаторы целенаправленно стремились к повышению роли избирательных комиссий, поскольку они надеялись, что эти, сформированные из новых, не имеющих советского аппаратного опыта, людей органы смогут честно организовать выборы. В перестроечный период была законодательно укреплена самостоятельность комиссий: они могли сами выбирать своего председателя; полномочия по их формированию были переданы представительным органам или вышестоящим комиссиям. Существенно расширились и полномочия избирательных комиссий. Все это заставило крепнущую российскую бюрократию обратить внимание на составы избирательных комиссий и вернуться к участию в формировании комиссий.
Другая ярко выраженная тенденция 90-х годов – привлечение к административной избирательной кампании коммерческих политтехнологов. Администрации, располагавшей организационными, информационными и финансовыми ресурсами, не хватало опыта проведения агитационных кампаний. И она воспользовалась опытом коммерческих политтехнологических и рекламных фирм. Соединение административного ресурса с профессиональным опытом рекламщиков сделало мало успешной работу тех политтехнологов, которые действовали без «административной крыши».
Важнейшую роль в становлении административных избирательных технологий сыграло осознание влияния СМИ на результаты выборов. Бесплатно распространяемые огромными тиражами государственные и муниципальные СМИ стали массовыми агитаторами «административных» кандидатов. Постепенно под контроль государства переходили крупнейшие телекомпании и издательства, возникали СМИ, не учрежденные государством, но курируемые и косвенно спонсируемые им. Увеличивалось административное давление на нелояльные СМИ.
Правоприменительная практика выборов конца 90-х и начала века все больше и больше расходилась с законом. После выборов послушной Государственной Думы в 2003 году началось активное реформирование избирательного законодательства в направлении приведения его в соответствие с практикой.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.