logo
административные избирательные технологии

Смета расходов избирательной комиссии

Избирательные комиссии высшего и среднего звена формально обладают полномочиями по распределению бюджета избирательной кампании. В начале избирательной кампании они обычно утверждают смету расходов избирательной комиссии на проведение выборов. Такая смета расходов подготавливается в вышестоящей комиссии, и утверждение сметы сводится к ее одобрению. Тем не менее, у комиссии есть возможность повлиять на предварительное распределение статей расходов60. Для этого надо предварительно внимательно ознакомиться со сметой и оценить некоторые статьи расходов.

Бóльшая часть расходов избирательной комиссии среднего звена – это расходы на оплату труда членов участковых избирательных комиссий. Оцените и запомните среднее вознаграждение одного члена участковой избирательной комиссии. Эта оценка Вам понадобиться для того, чтобы в дальнейшем можно было обоснованно отвечать на жалобы членов участковых избирательных комиссий о том, что им мало заплатили. Бывают случаи, когда руководители участковых комиссий слишком неравномерно и по собственному усмотрению распределяют денежное вознаграждение между членами комиссии.

Смета комиссии делится на денежное вознаграждение членов избирательных комиссий, расходы на материально-техническое обеспечение и расходы на информирование избирателей. Попробуйте разобраться в вопросе, как конкретно предполагается расходовать средства на информирование избирателей. Для избирательных комиссий, регистрирующих кандидатов или списки кандидатов, актуальным является вопрос об изготовлении «сводных плакатов» – это те «информационные материалы», которые вывешиваются в день голосования в помещениях для голосования.

Малый тираж сводных плакатов – определенного рода административная избирательная технология. Дело в том, что при неравном доступе кандидатов и избирательных объединений к СМИ, администрации невыгодно широкое и беспристрастное информирование избирателей о претендентах. Когда речь заходит об увеличении тиража сводных плакатов или листовочных аналогов сводного плаката, оказывается, что средства на это не предусмотрены сметой. При обсуждении сметы надо учитывать эту проблему. Обычно тираж сводных плакатов таков, что один плакат приходится на 500-1000 избирателей. Тираж следовало бы увеличить в 5-10 раз или предусмотреть выпуск листовок (по одной на избирателя) со сведениями из сводного плаката.