Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
Сведения об избирателях, участниках референдума формирует глава местной администрации. В воинских частях, больницах, других местах временного пребывания избирателей списки избирателей формируют начальники воинских частей, главврачи, руководители соответствующих организаций (п.6 ст.17 ФЗГ). Таким образом, большинство списков избирателей готовит местная администрация. Эти списки затем распечатываются и передаются в комиссии, являющиеся непосредственно вышестоящими для участковых (обычно – это территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований).
Списки представляют собой довольно объемные документы. Практически этими списками занимаются не члены комиссии, а сотрудники администрации. Списки разделены по участковым комиссиям, а внутри них по – большим домам или по группам домов. Список составляется в двух экземплярах – один для участковой комиссии, другой – для вышестоящей. Впрочем, второй экземпляр может существовать только в электронном виде.
Вышестоящая комиссия передает списки участковым комиссиям. Они обязаны произвести их «уточнение». Закон устанавливает, что уточнение списков избирателей производится «в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей» (п.14 ст.17 Закона «Об основных гарантиях…»).
Однако практика уточнения списков сильно отклоняется от закона. «Уточнение» может производиться не только для того, чтобы привести список избирателей в соответствие с реальностью, но и с целью увеличения явки, а также с целью выявления тех избирателей, которые заведомо не придут голосовать. В участковых комиссиях списки зачастую «уточняются» по неофициальным сведениям, полученным из администрации, по результатам опроса избирателей, а в крайних случаях, в день голосования и при сильном желании повысить явку – вообще без всяких оснований.
Обычная картина, наблюдаемая в течение месяца перед днем голосования, – уменьшение количества избирателей. Этот эффект наблюдается в силу исключения из списков убывших избирателей. Сведения об убытии и прибытии избирателей поступают от вышестоящей комиссии или от администрации, при этом зачастую сведения о прибытии по каким-то причинам не доходят до комиссии. Поэтому в день голосования наблюдается резкий рост количества избирателей: неучтенных вовремя прибывших за последнее время избирателей (а также и тех, кто голосует по открепительным удостоверениям) вносят в список избирателей по мере их появления в помещении для голосования.
Недобросовестному «уточнению» списков избирателей можно противопоставить проверки в участковых избирательных комиссиях документов, на основании которых производилось исключение избирателей. В участковых избирательных комиссиях можно поинтересоваться, соблюдались ли требования п.14 ст.17 ФЗГ.
Важной информацией является динамика избирателей в период избирательной кампании. Начальными сведениями о численности избирателей являются сведения, которые можно узнать, когда регистрирующая комиссия принимает решение о необходимом числе подписей (см. раздел «Необходимое для регистрации количество подписей»). Следующая информация о количестве избирателей на каждом избирательном участке поступает в распоряжение членов комиссии, когда они принимают решение о распределении по участкам избирательных бюллетеней (см. раздел «Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения»). Затем количество избирателей на участках становится известным в начале голосования, когда участковые избирательные комиссии «отзваниваются» в администрацию и сообщают об открытии участков. Окончательная информация о количестве избирателей в списках избирателей содержится в первой строке протоколов участковых избирательных комиссий.
Динамика численности избирателей, особенно в разрезе избирательных участков, представляет богатый материал для исследования. Резкое уменьшение числа избирателей в период избирательной кампании до дня голосования означает, как правило, либо невысокое исходное качество списков, либо незаконное исключение избирателей из списка. Уменьшение числа избирателей в день голосования, скорее всего, означает незаконное исключение избирателей из списка. Резкое увеличение числа избирателей в день голосования означает низкое качество исходного списка, либо одностороннее «уточнение» списка, либо махинации с открепительными удостоверениями.
При исследовании динамики численности избирателей следует учитывать, что избиратели, которые получают открепительные удостоверения, исключаются из списка избирателей. Этим объясняется иногда наблюдаемое явление принуждения избирателей (студентов, курсантов, государственных и муниципальных, бюджетных служащих) к получению открепительных удостоверений. Выдача открепительного удостоверения позволяет повысить показатель явки82.
Другая технология, связанная с «уточнением» списков избирателей заключается в том, что члены комиссии определяют, кто из избирателей не собирается голосовать. Фальсификаторы выборов могут осуществить голосование за таких избирателей. Противодействие этому приему – тщательное исследование списков избирателей перед началом голосования и наблюдение за процессом голосования. Мы обсудим этот вопрос в разделе «Голосование и подведение итогов».
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.