logo search
административные избирательные технологии

Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, устанавливает, что «высшим выражением власти народа являются свободные выборы и референдум». Это конституционное положение делает выборы необходимым элементом общественной жизни. Однако, как и всякое конституционное положение, оно достаточно общо, поэтому предоставляет возможность широкой интерпретации. В Конституции РФ конкретно упоминаются выборы только двух органов власти: Президента Российской Федерации и одной из палат Федерального Собрания РФ – Государственной Думы. Это дает законодателю возможность определять, какие органы власти избираются, а какие формируются другим способом.

Так, например, без особых усилий были отменены выборы высших должностных лиц регионов – самостоятельных по Конституции государственных образований, объединенных в Российскую Федерацию. Не стоит вопрос об избрании судебных органов – органов одной из трех конституционно независимых ветвей власти. Одна из палат высшей законодательной власти также не избирается общим голосованием, поскольку ее избрание не предусмотрено Конституцией напрямую.

Тот факт, что главы исполнительной власти местного самоуправления еще кое-где избираются населением, связан с международными обязательствами России, а не с ее Конституцией. Наличие выборов в представительные органы на региональном и муниципальном уровне также не закреплено в Конституции РФ, хотя обусловлено международными нормами, федеральными законами и подкреплено советской традицией.