logo search
Гамбаров Ю

4. Действие закона относительно места его применения

Действие закона в условиях места его применения имеет много общего с его действием во времени. В обоих случаях надо решить следующий вопрос: должен ли судья применять к каждому представляющемуся ему делу право своей страны и только в данный момент его действия, без отношения к тому, где и когда возникли события, служащие предметом спора, или он должен, в виде общего правила, обсуждать каждое дело по законам той страны или того места, где возникли спорные события, и того времени, когда они возникли? И при всем различии обоих случаев - в первом дело идет о стоящих друг подле друга в пространстве, во втором - о следующих друг за другом во времени законах - метод и принцип решения остаются теми же *(169).

Преобладающее в современной юриспруденции мнение склоняется к обсуждению обоих случаев на основании толкования законов, о применении которых ведется спор, и мы увидим, что это решение есть единственно правильное. Но доктрина, господствовавшая, по крайней мере, до половины XIX в. и передавшая своих эпигонов даже нашему времени, стояла за то, что каждое государство должно считать свое и действующее в настоящем право лучше, чем чужое и более раннее. Отсюда и заключение: судья должен всегда применять свое и настоящее, а не чужое и более раннее право. Несостоятельность этой доктрины выяснится из последующего изложения, которое мы не можем сделать слишком кратким, так как местом и временем действия юридических норм определяется один из важнейших вопросов практического правоведения, а именно вопрос: с каким содержанием права мы должны согласовать наш повседневный образ действий? И этот вопрос, несмотря на свой, по-видимому, элементарный характер, представляет до сих пор много запутанного и неясного. Особенные трудности встречаются при определении действия закона относительно места его применения, и здесь нам необходимо остановиться, прежде всего, на понятии "общего права", противоположение которого "партикулярному", или местному, праву составляет главное содержание настоящего учения.