logo search
Криминология_Иншаков С

§4. Воздействие на культуру и культурное воздействие на преступность

Изменения в культурной сфере неминуемо оказывают воздействие на преступность. В свою очередь, изменения преступности всегда так или иначе связаны с культурными процессами.

Изменить стандарты поведения людей можно изменением как самой культуры, так и механизмов ее регенерации в социальной среде: передачи элементов культуры от одного человека другому, от поколения к поколению.

1. Изменение культуры - процесс естественный и непрерывный.

Культу­ра имеет двойственную природу. С одной стороны, она формируется стихий­но в процессе взаимодействия этноса с окружающей средой. В этом смысле перед каждым поколением культура предстает как некая данность. С другой стороны, каждое поколение и каждый человек вносит свой вклад в культуру, в процессы ее функционирования.

Факторами изменения культуры могут быть:

- природа;

- уровень развития науки и техники;

Культура может изменяться стихийно: под воздействием природной сре­ды или в связи с научными открытиями и прогрессом в области техники. И целенаправленно - под воздействием сознательной деятельности людей для достижения тех или иных социальных целей. По мере развития общества все более и более просматривается развитие тенденции управления культур­ными процессами. Возникли такие феномены, как министерство культуры, культурные революции. Управление культурным развитием социума является реальностью.

Одна из целей влияния на культурную среду - воздействие на преступ­ность. Причем далеко не всегда к намерениям тех или иных субъектов отно­сится изменение культуры в целях уменьшения преступности. В любом об­ществе существуют криминальный и антикриминальный, конструктивный и деструктивный векторы развития культуры. Источники импульсов деструк­тивного развития культуры могут быть как внешними (вероятный против­ник, экономические конкуренты), так и внутренними (криминальный мир, компрадорская буржуазия и иные консорции, для которых культурная среда народа является чужеродной). В этой связи представляют интерес относящиеся к 1945 году размышления Даллеса о реализации американской послево­енной доктрины против СССР: «Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окон­чательного необратимого угасания его самосознания... Литература, театры и кино - все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых ху­дожников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом, всякой безнравствен­ности... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и об­ман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастен­чивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего, враж­ду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощ­ное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объя­вить отбросами общества».*

*...И предатели нашлись//Литературная Россия. 1992. 31 июля.

Трансформация культуры происходит главным образом за счет изменения способов удовлетворения потребностей. Подчас это может изменить и потребностные стандарты. В основном же, изменение иерархии потребностей про­исходит под влиянием идеологии и религии. При этом необходимо учитывать, что помимо процессов, возможности контролирования которых у общества относительно велики (моделирование определенных элементов культуры, убеждение и принуждение), изменение культуры зависит от готовности обще­ства к восприятию нового. Этот феномен относительно автономен.

Изменение культуры может быть радикальным или постепенным. Оно может проводиться как на макроуровне (общество), так и на миниуровне (группа) и микроуровне (культура отдельной личности). Применительно к масштабам организуемых культурных процессов необходимо иметь в виду следующее: чем масштабнее задача, тем больше потребуется сил и средств на ее реализацию, тем больше времени потребуется на это, тем серьезне» долж­на быть подготовка, включающая как теоретическое осмысление проблемы, так и материальную сторону обеспечения, тем выше вероятность того, что конечные результаты не будут соответствовать изначальным целям.

Содержание культуры дискретно. Культура состоит из определенных эле­ментов, не связанных жестко. Их число может увеличиваться и уменьшаться, одни элементы могут быть заменены на другие без изменения системной сущности феномена.

В современной ситуации в условиях взаимодействия и взаимовлияния множества культур при изменении национальной культуры речь идет, как правило, не о возникновении чего-то принципиально нового, а о привнесе­нии в одну культуру элементов другой, в результате чего может возникнуть новая культурная структура, влекущая системные изменения в обществе и образе жизни людей.

2. Мировая культурная среда чрезвычайно многообразна и полифонична. Существуют культуры, отрицающие преступность, и наоборот - развивающие ее. В этих условиях особую значимость приобретает не столько процесс фор­мирования новых элементов культуры, сколько содействие распространению антикриминальных культур (развитие здоровых национальных традиций, вос­приятие позитивного извне) и воспрепятствование развитию их антиподов. В данном контексте речь идет об утверждении в обществе позитивного куль­турного идеала и всемерном распространении его.

Культурный идеал практически невозможно сформулировать во всеобъ­емлющей форме, но основные его элементы вполне могут быть очерчены:

- развитие духовных потребностей (в том числе и ориентации на высшую справедливость), создание им приоритета в социальной потребностной ие­рархии;

- исключение элементов, развивающих социальную патологию - культу­ра должна способствовать укреплению здоровья нации, препятствовать соци­альной дезорганизации и деградации;

- ограничение и постепенное вытеснение насилия и индивидуализма как форм социального бытия.

Механизмы распространения культуры должны контролироваться обще­ством в двух аспектах:

- поддержка распространения культурного идеала, изыскание средств повышения эффективности функционирования каналов распространения такой культуры;

- ограничение, а в ряде аспектов и запрет на пропаганду антикультуры (всего, что отрицает культурный идеал).

Сегодня в России многие культурные процессы имеют прямо противопо­ложную направленность, антикультура активно внедряется в общественное сознание. Современную ситуацию в нашей стране можно оценить как своеоб­разное тестирование. Признаками жизнеспособной культуры являются: 1) от­торжение элементов, инициирующих разрушение; 2) способность самовосста­навливаться после деструктивных воздействий извне. Отечественная история убедительно свидетельствует, что способность культуры русского народа к са­мовосстановлению относится к сущностным характеристикам нашей страны как социального организма.