«Стерилизация» избирательного бюллетеня
Другой важнейшей административной избирательной технологией является недопущение к выборам «нежелательных» кандидатов и избирательных объединений. Нельзя избрать того, кто не внесен в избирательный бюллетень. Отсеивание кандидатов и избирательных объединений происходит путем отказов в регистрации и отмен регистрации.
Если кандидат, список кандидатов регистрируются по подписям, то самый простой способ отказать им в регистрации – направить подписи на проверку и экспертизу в органы внутренних дел. Эти органы всегда найдут достаточное количество (а достаточно всего 5% на федеральных выборах и 10% на региональных и муниципальных) несоответствий в адресах избирателей и, тем более, – достаточное количество подписей, дата проставления которых внесена не рукой избирателя. Оспаривать заключения экспертов, как показывает опыт, бесполезно: даже личное подтверждение избирателя рассматривается судом как менее убедительный аргумент по сравнению с заключением эксперта. Между тем, органы внутренних дел являются органами, входящими в систему исполнительной власти.
Существует также много других способов забраковать подписи. Закон предусматривает «оптовую выбраковку» в случае, если подписной лист, с точки зрения комиссии, неправильно заверен или неправильно оформлен. Иногда дело доходит до абсурдных претензий, как например, наличие в подписном листе отдельных столбцов для подписи избирателя и для даты ее проставления32.
В одномандатных округах отказы в регистрации на основании недостаточного количества действительных подписей составляют примерно половину от всех отказов. Следует отметить, что сами избирательные комиссии довольно часто не соблюдают установленный законом порядок проверки подписей и, особенно, – порядок вынесения отказного решения. Суды же в подавляющем большинстве случаев занимают сторону избирательных комиссий.
Регистрация по залогу также таит в себе много опасностей. Они, в первую очередь, связаны с тем, что любой – реальный или мнимый – недостаток в оформлении перечисления пожертвований в избирательный фонд до внесения залога, может стать основанием для признания нарушений при перечислении залога и отказа в регистрации (более подробно – см. раздел «Избирательный залог» в разделе «Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов» части 3).
Подчеркнем, что для «парламентских» партий не требуется ни сбора подписей, ни внесения избирательного залога. Это положение избирательного законодательства, вообще говоря, нарушает принцип равноправия претендентов. Оно лежит в общем русле построения «управляемой демократии» и направлено на фиксацию существующей партийной системы.
Основанием для отказа в регистрации может быть неправильное оформление или неполнота документов, поданных на регистрацию. Понятно, что к проверке документов можно подойти с большей или меньшей степенью тщательности. Более того, получив документы и проверив их, избирательная комиссия может помочь кандидату в исправлении недостатков, а может, наоборот, скрывать эти недостатки вплоть до момента принятия решения об отказе в регистрации33 (по новому закону – за 3 дня до принятия этого решения, когда на исправления уже не остается времени). Аналогично, можно помочь кандидату в представлении и заверении копий документов, а можно отказать ему в такой помощи и использовать отсутствие заверенных копий в качестве основания для отказа в регистрации34. А поскольку часто сбором и проверкой документов, поданных на выдвижение и регистрацию, занимается куратор от администрации (он, впрочем, может быть членом или секретарем комиссии), отношение к проверке документов оказывается зависимым от степени «желательности» и «опасности» кандидата.
При проверке поданных для регистрации документов «нежелательных» кандидатов администрация использует свой информационный ресурс. Работает связь администрации с ГИБДД, с налоговой инспекцией, с другими органами и организациями. Например, отказ в регистрации может быть следствием внимательной проверки документов об образовании35.
Обнаружение недостоверностей в сведениях, поданных для регистрации, по закону не влечет за собой отказ в регистрации. Поэтому организаторы выборов используют следующую сомнительную логику: сведения недостоверны, значит, документ недействителен, значит, он не представлен! Непредставление документов, требуемых для регистрации, является законным основанием для отказа в регистрации.
Отказ в регистрации или отмена регистрации списков кандидатов избирательных объединений может быть основан на претензиях, связанных с порядком выдвижения кандидатов. Для этого привлекается такой административный орган, как Федеральная регистрационная служба. Так, например, отказ в регистрации списка «Российской Партии Жизни» в Свердловской области был основан на заключении ФРС о том, что конференция, на которой выдвигались кандидаты, была нелегитимной; это решение было в дальнейшем отменено Верховным Судом РФ. Другими примерами являются отмена регистрации списка партии «Яблоко» в Карелии на выборах 8 октября 2006 года и отказ в регистрации списка партии «Зеленые» в Московской области на выборах 11 марта 2007 года. В двух последних случаях Верховный Суд РФ поддержал снятие партий с выборов.
Список оснований для отмены регистрации формально несколько ýже, чем для отказа. Но, поскольку документы регистрирующей избирательной комиссии всегда доступны для администрации, то зачастую выявляются «вновь» открывшиеся обстоятельства,36 по которым нельзя было регистрировать нежелательных претендентов.
Поправки 2005-2007 годов расширили список оснований для отмены регистрации кандидатов и избирательных объединений. Основанием для отмены стали «призывы к экстремистской деятельности», понимаемые достаточно широко, злоупотребление свободой массовой информации, нарушения законодательства об интеллектуальной собственности, неоднократная критика соперников по предвыборной борьбе. Такой набор в принципе позволяет при желании снять любого «нежелательного» кандидата. Отмена регистрации за надуманное нарушение законодательства об интеллектуальной собственности уже практиковалась, например, на выборах мэра подмосковного города Щелково в 2006 году37.
Следует заметить, что неправомерные отказы и отмены регистрации случались бы намного реже при наличии в нашей стране независимого и неподкупного суда.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.