logo search
Криминология_Иншаков С

Криминологический аспект функционирования социальных механизмов

Функция экономики - дать материальные средства для удовлетворения потребностей граждан и для обеспечения функционирования государственных структур.

Задача социальной политики - обеспечение относительно справедливого распределения богатств общества, помощь больным, престарелым и лицам, попавшим в экстремальные условия с тем, чтобы они не встали на крими­нальный путь самообеспечения.

Задача идеологии - убедить людей в справедливости и правильности го­сударственных порядков, мудрости и честности политического руководства. Идеология может компенсировать нехватку материальных ресурсов для обес­печения удовлетворенности людей путем развития энтузиазма, патриотизма.

Задача законодательства - сформулировать оптимальную для определен­ных социальных условий модель поведения граждан и должностных лиц. функция правоохранительных органов - способствовать реализации этого идеала.

Культура достается политикам как данность. Под нее им, как правило, при­ходится подстраиваться. Изменить ее за короткий срок крайне сложно. Одна­ко определенные изменения в культурной сфере возможны и в относительно короткие сроки. Задача политики в области культуры - формирование челове­ка, наиболее подходящего для решаемых обществом задач. Идеал в этом отно­шении - трудолюбивый, бескорыстный, неагрессивный в отношении своих сограждан и не отказывающийся брать в руки оружие для борьбы с внешним врагом. Однако сочетание трудолюбия и бескорыстности оказывается скорее механическим, нежели органичным, а перенапряжение душевных и физичес­ких сил нередко рождает агрессивность. Агрессия в отношении внешнего вра­га - это разновидность агрессии в отношении человека, она легко трансфор­мируется в агрессию против сограждан (например, Афганский или Чеченский синдром). Задача культуры найти и здесь оптимальный баланс. Кроме того, культура без соответствующего контроля и заботы о ней имеет тенденцию на­турализации - развиваться в сторону индивидуализма, агрессивности и сексу­альной распущенности. Поэтому задача политиков - не только изменять ее в лучшую сторону, но и не допускать деградации.

Религия имеет как бы два измерения. Первое не имеет никаких точек со­прикосновения с государственностью («царство мое не от мира сего»). Во вто­ром измерении религия превращается в одну из форм идеологии, находящей­ся на службе у государства. При всей заманчивости использования религии как эффективной формы идеологической обработки, этого делать нельзя, по­скольку в конечном итоге это подрывает основы человеческой нравственнос­ти - справедливость перестает быть справедливостью, если ее ориентиром оказывается политическая выгода.