logo search
административные избирательные технологии

Избирательные комиссии муниципальных образований

Закон «Об основных гарантиях…» 2002 года отделил избирательные комиссии муниципальных образований (ИКМО) от территориальных избирательных комиссий. Ранее ИКМО и ТИК не различались, и понятия ИКМО в Законе «Об основных гарантиях…» не было. Наличие ИКМО связано с конституционно установленной отделенностью местного самоуправления от государственной власти. В силу формальной самостоятельности местного самоуправления в любом муниципальном образовании должна существовать своя избирательная комиссия, самостоятельно организующая выборы в органы местного самоуправления. Так оно и определено Законом «Об основных гарантиях…». Однако, возможность совмещения полномочий комиссий разных типов, а в некоторых случаях – другие обстоятельства, иногда сводят практически на нет самостоятельность ИКМО.

Возможны три случая территориального соотношения ТИК и ИКМО. В крупных муниципальных образованиях (в крупных городах, подразделенных на районы) ИКМО покрывает территорию нескольких ТИК. В этом случае на муниципальных выборах ИКМО является вышестоящей по отношению к ТИК комиссии. ИКМО такого рода (обычно она называется Городской комиссией) представляет собой как бы «субрегиональную» комиссию, являющуюся «номенклатурой» городской власти. В случае разногласий между городской и региональной властью ИКМО может оказаться предметом борьбы администраций разного уровня. Так было в Самаре, в Ставрополе.

В районных муниципальных образованиях территории ИКМО и ТИК совпадают. В этом случае закон позволяет возлагать полномочия ИКМО на ТИК (и наоборот). Для этого необходимо, чтобы представительный орган местного самоуправления, который имеет полномочия по формированию ИКМО, внес такое предложение в комиссию субъекта Федерации. Слабое местное самоуправление (а в нашей стране оно очень слабое, особенно в финансовом отношении, хотя и несколько различается по силе в разных регионах страны) часто так и поступает, что противоречит принципу отделенности местного самоуправления от государственной власти.

Наконец, возможен случай, когда ТИК покрывает территорию нескольких муниципальных образований. В этом случае, так же как и в предыдущем, полномочия ИКМО могут быть возложены на ТИК. Но даже если этого не происходит, образуемые ИКМО зачастую оказываются формальными образованиями и большую роль в их работе играют более квалифицированные штатные сотрудники территориальной комиссии.

Случаи проявления самостоятельности местного самоуправления по части проведения выборов довольно редки. Так, например, из 125-ти московских районов только в одном недавно образована избирательная комиссия муниципального образования. Во всех остальных районах полномочия ИКМО возложены на ТИК.

Статус ИКМО должен определяться региональными законами и уставом муниципального образования. Закон «Об основных гарантиях…», так же как и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат не слишком понятное определение: «Избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления», из которого, пожалуй, можно сделать вывод, что ИКМО не является государственным органом. Неопределенность статуса ИКМО является дополнительным стимулом для того, чтобы их не образовывать.