4.4 Социальные фонды и программы предприятий
Социальные фонды предприятий выполняют важные функции — выступают стимулирующим фактором повышения производительности труда и трудовой мотивацией повышения эффективности общественного производства. Их размеры зависят от производственно-финансовых результатов работы предприятий: объема полученной прибыли и пропорций ее распределения (рисунок 5). Фонды позволяют активно задействовать человеческий фактор, формировать здоровую базу для социально-партнерских отношений на производстве.
Следует отметить, что на практике в России широко использовалась мотивация коллективного участия в достижении высоких результатов задолго до того, как она была открыта японским менеджментом, и в настоящее время рекламируется как «ноу-хау» современной системы управления.
Рисунок 5 – Социальные фонды: функции и факторы
В мировой экономической теории и практике существуют две концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм, обусловленные различными ценностными подходами к общественной значимости фирм (рисунок 6).
Рисунок 6 – Концепции социальной роли бизнеса и социальной ответственности фирм
1. Согласно одной из этих концепций, фирма реализует только экономические цели и ее социальная ответственность сводится к максимализации оплаты труда работников. Выполняя эту функцию, бизнес обеспечивает занятость работников, а также дивиденды для акционеров.
Активный сторонник этой концепции — один из основателей монетаризма Милтон Фридмен, считающий, что истинная роль бизнеса состоит в использовании его потенциала и ресурсов и деятельности, направленной на извлечение прибыли при условии, что бизнес придерживается правил игры и участвует в открытой конкурентной борьбе, «не прибегая к мошенничеству и обману».
2. Согласно другой концепции, бизнес не должен ограничиваться экономическими целями, он обязан учитывать человеческие и социальные аспекты воздействия предпринимательской деятельности на работников, потребителей и местное сообщество, а также содействовать решению общегосударственных социальных задач. Согласно этой точке зрения, бизнес несет социальную ответственность перед своими работниками и обществом. Он призван добиваться динамического равновесия между экономическими и социальными интересами и задачами современной организации. Эта концепция соответствует требованиям цивилизованного рынка, социально-ориентированной модели рыночной экономики.
Традиционно сложившаяся в нашей стране организационная модель функционирования предприятий в части решения социальных задач имеет много общих черт с современной мировой концепцией социально-мотивационного управления фирмой. Однако успешная реализация этой концепции предполагает наличие объективных предпосылок эффективного роста национальной экономики и рентабельно работающих предприятий. К сожалению, эти условия в нашей стране пока не созданы. Экономический, а точнее, системный кризис, который переживает Россия, со всей остротой поставил проблему элементарной выживаемости самих предприятий и сделал злободневным вопрос о судьбе объектов социального назначения, находящихся на балансе этих предприятий, а также разработки социальных программ на макроуровне.
Проще было бы предприятиям прекратить финансирование содержания своей социально-культурной инфраструктуры, в лучшем случае передать на баланс органов местного самоуправления, а в худшем случае приватизировать и перепрофилировать, освободив тем самым производственную деятельность от груза социальных обязательств и ориентировать ее исключительно на максимизацию прибыли.
Решение будущей судьбы и перспектив развития социально-культурной сферы и социальных программ предприятия требует поиска оптимального равновесия между текущими и перспективными задачами управления производством с учетом российских традиций социальной мотивации труда (рисунок 7).
С точки зрения стратегического курса экономической реформы — построение эффективно функционирующей рыночной экономики цивилизованного, социально-ориентированного типа с позиции стратегии скорейшего достижения Россией уровня высокоразвитых стран сложившаяся развитая социальная инфраструктура предприятий нуждается не в отказе от нее и не в разрушении, а в структурной перестройке, с тем чтобы более активно задействовать систему социальной мотивации к труду и социальные факторы повышения эффективности производства. При этом целесообразно не развивать такие объекты социальной инфраструктуры, как жилищно-коммунальные службы, организации по бытовому обслуживанию, которые сдерживают мобильность работников и гибкость рынка труда.
Отсутствие финансовых средств на текущее потребление, выплату заработной платы работников в связи с кризисом платежей и несвоевременностью выполнения государством своих финансовых обязательств перед предприятиями ставят их в такое положение, когда они не имеют экономических возможностей дольше содержать свою социальную сферу и вынуждены ее сворачивать, а в некоторых случаях — полностью от нее отказываться. Это разрушает основы социально трудовой стабильности на предприятии и подрывает механизм социально-мотивационного управления (коллективистскую психологию и эгалитарный менталитет, доверительно-партнерские отношения в трудовом коллективе).
Рисунок 7 – Социальные программы предприятий
Полный отказ предприятий от своей социальной сферы ослабляет социальную мотивацию работника к труду и социальную защиту коллектива в условиях рынка, а также создает трудности для формирования кадровых работников.
С другой стороны, недопустим и другой крайний подход к решению проблем инфраструктуры предприятий, который состоит в переводе всех объектов социального назначения, финансируемых из бюджета, на коммерческие условия хозяйствования с учетом региональных особенностей формирования рынка услуг. Однако полная коммерциализация и приватизация объектов социального назначения привели бы к потере налоговых льгот, предоставляемых социальной сфере и ориентировали бы при нынешних высоких рыночных ценах на ограниченный круг потребителей. Она сопровождалась бы массовой перепрофилирующей организацией социально-культурного назначения. Опыт массовой коммерциализации услуг во многих штатах Америки в 80-х годах показал, что наименьший успех был достигнут в социальных услугах — оказание социальной помощи старикам и инвалидам, охрана здоровья детей, общественная безопасность и т.д., где невозможно измерить производственную техническую эффективность (результативность) и качество предоставления такого рода услуг.
Наиболее приемлемым в современных условиях является такой подход, который занимал бы промежуточное положение между двумя вышеуказанными вариантами. Он предполагает взвешенную оценку на предприятии всех факторов при принятии решения по поводу судьбы конкретного объекта социального назначения.
Практика хозяйствования последних лет показала, что по мере экономического выздоровления предприятий они начинают уделять внимание социальной стороне жизни трудового коллектива. Рентабельно работающие предприятия создают сеть профилакториев, столовых, домов отдыха, спортивно-оздоровительных комплексов и т.п. Особенность социального развития предприятий в новых условиях хозяйствования состоит в том, что центр тяжести переносится от представления социальной помощи работникам предприятий в натуральной форме к ее предоставлению в денежной форме путем разработки и реализации различного рода социальных программ. К ним в первую очередь можно отнести негосударственные пенсионные программы, программы подготовки и переобучения работников, включая финансирование подготовки специалистов высших и средних профессиональных учебных заведений на контрактной основе, а также программы поощрительного туризма с использованием средств фонда социального страхования предприятий, программы по улучшению условий труда и охраны здоровья.
Совершенствование социально-трудовых отношений на предприятии требует укрепления правовой, организационной, а также расширения финансовой основы социальной защиты на уровне предприятий.
Итак, экономическая составляющая и социальная составляющая предприятия взаимосвязаны между собой. Чем лучше развита экономическая составляющая предприятия, тем лучше развивается социальная составляющая, и наоборот. Здесь действует «маятниковый эффект».
Структура социальных мероприятий предприятия фиксируется в коллективных договорах и тарифных соглашениях, в частности: формы, системы и размер оплаты труда; установление надбавок работникам; доплата за работу во вредных и тяжелых условиях труда; трудоустройство; строительство жилья; услуги социально-культурного назначения; социальные льготы пенсионерам, семьям с детьми; медицинское обслуживание, физическая культуры; личное страхование (помимо взносов в государственную систему социального страхования); денежные субсидии (на покупку жилья); подготовка и переподготовка кадров и др.
На основе этого составляется социальный план предприятия, который включает перечисленные выше социальные программы предприятия. Под эти программы рентабельно работающее предприятие выделяет финансовые средства, но это возможно при условии здоровой национальной экономики и эффективно работающих предприятиях.
- Содержание
- 1.2 Финансовая система
- 1.3 Финансовая политика и финансовый механизм
- 1.4 Управление финансами
- 1.5 Финансовый контроль
- Тема 2 Государственные и муниципальные финансы
- 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- 2.2 Бюджетная классификация
- 2.3 Государственный долг
- 2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
- 2.5 Внебюджетные фонды
- Тема 3 основные направления проведения бюджетных реформ
- 3.1 Основные результаты проводимой реформы
- 3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 3.3 Основные направления налоговой политики
- 3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
- 3.5 Совершенствование межбюджетных отношений
- Тема 4 финансирование социального обеспечения и социальной помощи
- 4.1 Задачи и принципы социальной политики
- 4.2 Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- 4.3 Особенности преодоления финансового кризиса в социальной сфере
- 4.4 Социальные фонды и программы предприятий
- 4.5 Система социального партнерства
- Тема 5 финансирование социальных услуг
- 5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Тема 6 финансовые ресурсы предприятий
- 6.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 6.2 Собственный и заемный капитал предприятия
- 6.3 Доходы, расходы и прибыль предприятия
- Тема 7 внеоборотные активы предприятий
- 7.1 Понятие и оценка внеоборотных активов
- 7.2 Амортизация основных средств
- 7.3 Инвестиции в основной капитал и их источники
- Тема 8 оборотные активы предприятий
- 8.1 Экономическое содержание оборотных активов, их структура
- 8.2 Источники формирования оборотных активов предприятий
- 8.3 Показатели эффективности использования оборотных активов
- Тема 9 Деньги и Денежное обращение
- 9.1 Сущность денег, их функции и роль
- 9.2 Денежная масса
- 9.3 Понятие денежного обращения и закон денежного обращения
- 9.4 Понятие эмиссии денег
- 9.5 Показатели денежного обращения
- Тема 10 Организация безналичных расчетов и платежная система
- 10.1 Платежная система России и межбанковские расчеты
- 10.2 Платежная система Банка России
- 10.3 Формы безналичных расчетов и их принципы
- 10.4 Расчеты платежными поручениями
- 10.5 Аккредитивная форма расчетов
- 10.6 Расчеты чеками
- 10.7 Расчеты по инкассо
- 10.8 Вексельная форма расчетов
- Тема 11 Кредит и Кредитная система
- 11.1 Сущность, функции кредита
- 11.2 Принципы кредита
- 11.3 Формы и виды кредита
- 11.4 Кредитная система, характеристика ее звеньев
- 11.5 Центральный банк, функции и операции
- 3. Центральный банк как банк банков.
- 4. Центральный банк - банк правительства.
- 5. Внешнеэкономическая функция центрального банка.
- Тема 12 операции коммерческих банков
- 12.1 Операции коммерческого банка
- 12.2 Кредитные операции коммерческих банков
- 12.3 Оценка кредитоспособности клиентов
- 1. Оценка финансового состояния Заемщика
- 12.4 Формы обеспечения возвратности кредита
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы, денежное обращение и кредит
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65