5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов. Эта проблема осложняется также в связи с муниципализацией жилищного фонда.
Процесс реформирования финансов жилищно-коммунальной сферы предусматривает:
организацию на территориях субъектов РФ муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
завершение в основном к 2000 г. перевода жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;
демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере с разделением функций и переходом на договорные отношения между заказчиками и подрядчиками жилищно-коммунальных услуг.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования — переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме ЖКХ потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.
Если на предыдущем этапе реформирования ЖКХ увеличение доли затрат, покрываемых за счет платежей населения, происходило в основном путем повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, то на новом этапе признано целесообразным сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производителей услуг.
Основные направления реформирования ЖКХ:
совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;
переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;
совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Для развития конкуренции необходимо:
формирование органами местного самоуправления муниципального заказа на обслуживание и развитие объектов жилищно-коммунального назначения;
организация системы расчетов за произведенные и потребленные жилищно-коммунальные услуги на основе договоров, а также применение экономических санкций за нарушение договорных обязательств;
привлечение на равноправной основе организаций различных форм собственности для оказания жилищно-коммунальных услуг.
В связи с этим органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления через службы заказчика и государственную жилищную инспекцию субъекта РФ
1) осуществляют контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий — естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также обеспечивают участие в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон при установлении тарифов как для организаций коммунального хозяйства, так и для организаций — поставщиков топливно-энергетического комплекса;
2) повышают организационно-правовую и финансово-экономическую независимость хозяйствующих субъектов для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
3) контролируют обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей жилищно-коммунальных услуг на уровне федеральных социальных стандартов;
4) способствуют внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепла, газа и других энергоресурсов.
Для разграничения порядка и условий финансирования основные фонды подотраслей коммунального хозяйства подразделяются на две группы:
технологические фонды, включая инженерную инфраструктуру, — сети, котельные, насосные станции, очистные сооружения и т.п.;
производственные фонды, включая объекты, обеспечивающие обслуживание фондов первой группы, гаражи, мастерские, производственные здания и т.п.
Собственник объектов коммунального назначения может передавать эти фонды в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям-подрядчикам.
Объекты коммунального назначения обслуживаются муниципальными предприятиями или акционерными обществами при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций. При акционировании предприятий ЖКХ учитывается различный порядок приватизации производственной и технологической частей основных фондов. Организации различных форм собственности могут обслуживать объекты коммунального назначения при наличии лицензии на право обслуживания объектов инженерной инфраструктуры.
Государственное регулирование ЖКХ включает разработку региональных стандартов содержания жилья и объектов коммунального назначения для использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.
Признано необходимым стимулировать создание товариществ собственников жилья. Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества — кондоминиума, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, считается одним из наиболее приемлемых способов защиты их прав, влияния на стоимость и качество предоставляемых услуг и позволяет создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
Реформа ЖКХ предполагает также:
1) переход к самофинансированию организаций ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;
2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.
Финансирование строительства и реконструкции крупных объектов ЖКХ обеспечивают, как правило, органы местного самоуправления из средств местного бюджета и бюджетов других уровней, а также средств инвесторов. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления при формировании соответствующих бюджетов рекомендовано выделять отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения федеральных социальных стандартов предоставления жилищно-коммунальных услуг, осуществить в перспективе формирование муниципальной финансово-кредитной системы, обеспечивающей реальную поддержку программ развития объектом ЖКХ. Целесообразен выпуск различных видов ценных бумаг.
Особенность нового этапа реформы ЖКХ состоит в изменении тактики ценообразования, переходе для устранения разрыва между ценами в других отраслях экономики в результате инфляции от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов граждан.
Признано необходимым регулярно пересматривать ставки оплаты жилья и тарифы на коммунальные услуги, не допуская уменьшения доли платежей населения в общем объеме финансирования затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг; продолжить увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов ЖКХ с учетом роста реальных доходов населения.
Ставка оплаты жилья, предоставляемого по договору найма, в государственном и муниципальном жилищных фондах будет включать не только плату за содержание и ремонт жилья, в том числе капитальный, но и плату за его наем. Плата за наем жилья, которая является доходом собственника муниципального жилья, определяется соотношением спроса и предложения на конкретное жилье. В переходный период базовая величина платы за наем будет отражать амортизационные отчисления на реновацию жилищного фонда в среднем по населенному пункту, которая дифференцируется в зависимости от качества и местоположения жилья. В этот период население оплачивает часть отчислений на капитальный ремонт и полное восстановление жилья, которая должна определяться исходя из местных условий, динамики реальных доходов населения и других факторов. Базовая величина платы за наем жилья должна быть несколько выше, чем налог на имущество для собственника аналогичного жилья, что должно стимулировать продолжение процесса приватизации жилищного фонда.
В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей будут включаться отчисления на страхование жилищного фонда и другие расходы для перехода на полное возмещение затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг.
При сохранении за органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления права устанавливать основные параметры перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг применяется порядок, при котором объем финансирования из федерального бюджета рассчитывается исходя из федеральных стандартов. При этом субъектам РФ рекомендовано использовать аналогичный механизм распределения бюджетных средств между муниципальными образованиями.
Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья определяется исходя из следующих норм обеспеченности населения жильем: 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м — на семью из двух человек, 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан.
Федеральный стандарт стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья рассчитывается исходя из стандартного набора жилищно-коммунальных услуг: содержания и ремонта жилья, включая капитальный ремонт, теплоснабжение, водоснабжение, канализацию, газоснабжение, электроснабжение — с учетом средних сложившихся норм потребления, а также средней сложившейся по экономическим районам РФ предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг. Стандарт ежегодно пересматривается с учетом общего уровня инфляции, кроме случаев отмены перекрестного субсидирования, резкого изменения цен на энергоносители.
Органы местного самоуправления в течение переходного периода самостоятельно устанавливают уровень платежей граждан, однако установление предельного уровня ниже уровня федерального стандарта не служит основанием для перераспределения средств.
Установлен норматив максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг, позволяющий рассчитать объем средств, необходимых для предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг низкодоходным категориям граждан. Реформирование ЖКХ предполагается осуществить в три этапа:
Первый этап:
разработка нормативно-правовой базы и кредитно-финансовых механизмов реализации концепции;
завершение разграничения функций собственника-домовладельца, управляющей организации — службы заказчика и обслуживающей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
проведение разгосударствления эксплуатационных организаций;
переход на договорные отношения в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг;
доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 60%;
переход на договорные условия предоставления жилищно-коммунальных услуг населению, заключение в письменной форме договоров найма жилья государственного и муниципального жилищных фондов;
обеспечение контроля обоснованности и уровня тарифов на предоставление жилищно-коммунальных услуг с учетом реализации программы снижения затрат на их предоставление;
упорядочение системы льгот, предоставляемых отдельным категориям граждан, и определение источников их финансирования; включение в ставку оплаты жилья платы за наем и затрат на капитальный ремонт;
введение методов антимонопольного регулирования при установлении тарифов на услуги предприятии — естественных монополистов;
дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения, а также оплаты жилья, превышающего по площади социальную норму, и тарифов на коммунальные услуги при сверхнормативном их потреблении;
демонополизация деятельности организаций ЖКХ;
принятие федеральных стандартов, необходимых для перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг;
завершение создания системы органов государственных жилищных инспекций в субъектах РФ;
организационное и методическое содействие массовому созданию товариществ собственников жилья;
переход к установке индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов в жилых домах-новостройках, реконструированном или капитально отремонтированном жилье.
Второй этап:
доведение доли государственного и муниципального жилищных фондов, обслуживаемых на конкурсной основе, до 100%; широкое использование практики выбора на конкурсной основе управляющей организации в государственном и муниципальном жилищных фондах;
переход на полную оплату населением затрат на содержание жилья, завершение в основном переводи ЖКХ на работу в режиме безубыточного функционирования; поэтапное включение затрат по обязательному страхованию жилья в себестоимость жилищных услуг;
разработка методологии технико-экономических обоснований и инвестиционных проектов для привлечения организациями коммунального хозяйства средне- и долгосрочных кредитных ресурсов на развитие объектов инфраструктуры.
Третий этап:
завершение перехода на полную оплату населением затрат на обслуживание и ремонт, включая капитальный, жилья и коммунальных услуг в части покрытия текущих издержек;
завершение внедрения механизма обязательного страхования жилья;
обязательная установка в жилых домах индивидуальных приборов учета и регулирования потребления воды, газа и других энергоресурсов;
широкое внедрение механизма привлечения кредитных средств для развития городской жилищно-коммунальной инфраструктуры с использованием различных источников инвестирования;
превращение товариществ собственников жилья в преобладающую форму управления многоквартирными жилыми домами.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1.2 Финансовая система
- 1.3 Финансовая политика и финансовый механизм
- 1.4 Управление финансами
- 1.5 Финансовый контроль
- Тема 2 Государственные и муниципальные финансы
- 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- 2.2 Бюджетная классификация
- 2.3 Государственный долг
- 2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
- 2.5 Внебюджетные фонды
- Тема 3 основные направления проведения бюджетных реформ
- 3.1 Основные результаты проводимой реформы
- 3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 3.3 Основные направления налоговой политики
- 3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
- 3.5 Совершенствование межбюджетных отношений
- Тема 4 финансирование социального обеспечения и социальной помощи
- 4.1 Задачи и принципы социальной политики
- 4.2 Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- 4.3 Особенности преодоления финансового кризиса в социальной сфере
- 4.4 Социальные фонды и программы предприятий
- 4.5 Система социального партнерства
- Тема 5 финансирование социальных услуг
- 5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Тема 6 финансовые ресурсы предприятий
- 6.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 6.2 Собственный и заемный капитал предприятия
- 6.3 Доходы, расходы и прибыль предприятия
- Тема 7 внеоборотные активы предприятий
- 7.1 Понятие и оценка внеоборотных активов
- 7.2 Амортизация основных средств
- 7.3 Инвестиции в основной капитал и их источники
- Тема 8 оборотные активы предприятий
- 8.1 Экономическое содержание оборотных активов, их структура
- 8.2 Источники формирования оборотных активов предприятий
- 8.3 Показатели эффективности использования оборотных активов
- Тема 9 Деньги и Денежное обращение
- 9.1 Сущность денег, их функции и роль
- 9.2 Денежная масса
- 9.3 Понятие денежного обращения и закон денежного обращения
- 9.4 Понятие эмиссии денег
- 9.5 Показатели денежного обращения
- Тема 10 Организация безналичных расчетов и платежная система
- 10.1 Платежная система России и межбанковские расчеты
- 10.2 Платежная система Банка России
- 10.3 Формы безналичных расчетов и их принципы
- 10.4 Расчеты платежными поручениями
- 10.5 Аккредитивная форма расчетов
- 10.6 Расчеты чеками
- 10.7 Расчеты по инкассо
- 10.8 Вексельная форма расчетов
- Тема 11 Кредит и Кредитная система
- 11.1 Сущность, функции кредита
- 11.2 Принципы кредита
- 11.3 Формы и виды кредита
- 11.4 Кредитная система, характеристика ее звеньев
- 11.5 Центральный банк, функции и операции
- 3. Центральный банк как банк банков.
- 4. Центральный банк - банк правительства.
- 5. Внешнеэкономическая функция центрального банка.
- Тема 12 операции коммерческих банков
- 12.1 Операции коммерческого банка
- 12.2 Кредитные операции коммерческих банков
- 12.3 Оценка кредитоспособности клиентов
- 1. Оценка финансового состояния Заемщика
- 12.4 Формы обеспечения возвратности кредита
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы, денежное обращение и кредит
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65