logo
Учебники / Греков И

1.4 Управление финансами

Управление – сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта. Управление финансами — это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект для достижения целей, предусмотренных финансовой политикой.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъекты управления. В качестве объектов управления выступают разнообразные виды финансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. Субъект управления — совокупность государственных органов и органов управления юридическими лицами, которые в своей деятельности решают различные вопросы использования финансовых отношений.

Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций:

  1. финансового прогнозирования и планирования;

  2. оперативного управления;

  3. финансового контроля.

Начало управленческого процесса связано с определением параметров движения финансовых ресурсов на средне- и долгосрочную перспективу, что осуществляется в процессе финансового прогнозирования.

Важное место в системе управления финансами занимает финансовое планирование. В ходе планирования любой экономический субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Контроль как элемент управления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Он позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного их использования.

В соответствии с Конституцией общее (стратегическое) управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти: Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Такое управление осуществляется при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.

Важное место в управлении финансами занимают Президент и Правительство РФ. В своем ежегодном бюджетном послании Президент РФ определяет и формулирует основные направления и принципы финансовой и бюджетной политики государства на среднесрочную перспективу и очередной год. Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, вносит в Государственную Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам. Он издает указы и распоряжения, затрагивающие организацию финансовых отношений в стране, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, а также использует средства резервного фонда, предусмотренного в федеральном бюджете. Кроме того, Президент РФ осуществляет по представлению Председателя Правительства назначение министров и других руководителей федеральных финансовых ведомств.

Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой финансовой, валютной и денежно-кредитной политики, организует, регулирует, контролирует и координирует деятельность по оперативному государственному управлению финансами, рассматривает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, организует его исполнение, а также издает постановления и распоряжения по текущим финансовым вопросам.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. Работу по управлению государственными и муниципальными финансами проводят Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли и другие государственные и муниципальные органы.

Министерство финансов РФ — важнейший орган, осуществляющий управление финансами РФ.

Основные задачи Министерства финансов РФ:

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

Территориальные финансовые органы (финансовые органы в субъектах РФ и муниципальных образованиях) обеспечивают проведение единой государственной финансовой политики и осуществляют общее руководство финансами на соответствующей территории. Основные задачи этих органов — разработка и реализация единой финансовой политики администрации, обеспечение устойчивости финансовой системы территории, совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности, составление и исполнение территориальных бюджетов, контроль за своевременным и полным поступлением всех доходов бюджетов и рациональным и целевым расходованием средств, выделяемых из бюджета и внебюджетных фондов. Координацию деятельности этих органов осуществляет Министерство финансов РФ путем определения стратегических направлений финансовой политики государства, установления единых форм учета и отчетности по кассовому исполнению бюджетов, издания методических указаний, инструкций и других документов по вопросам организации работы финансовых органов и выполнения ими своих функций.

Федеральная налоговая служба и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налоговых платежей.

Территориальные инспекции, входящие в состав ФНС обязаны:

Федеральное казначейство РФ, отвечает за кассовое исполнение бюджета.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Федеральная служба страхового надзора

Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

б) выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

в) ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

г) осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

д) осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

е) получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

ж) выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

з) обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

и) обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

Федеральная таможенная служба РФ несет ответственность за поступление таможенных платежей. Она обязана:

В целом таможенные органы осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства при пересечении товаров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой таможенных платежей.

Федеральная служба по финансовым рынкам

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

б) обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж.

Федеральная служба по тарифам

Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Финансовая деятельность в организациях проводится финансовым управлением, отделом или казначейством — в крупных и средних организациях, либо только финансовым директором или главным бухгалтером — на малых предприятиях. В условиях рыночных отношений данные структуры организуют свою деятельность путем эффективного управления ресурсами организаций различных форм собственности, т.е. осуществляя финансовый менеджмент.

Финансовый менеджмент — это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений работы хозяйствующих субъектов с точки зрения организации денежных потоков, формирования и использования капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития организации.

Финансовый менеджмент связан с разработкой и применением методов, средств и инструментов, предназначенных для достижения коммерческих результатов деятельности организации, выживания в условиях конкурентной борьбы, избежания банкротства и крупных финансовых неудач, максимизации прибыли, минимизации расходов, обеспечения устойчивых темпов экономического потенциала и роста объемов производства и реализации, увеличения доходов персонала и владельцев организации.

Основная задача финансового менеджмента — это принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов как внутри организации, так и между организацией и внешними источниками ее финансирования. Для решения этой задачи важно найти оптимальное соотношение между краткосрочными и долгосрочными целями развития и решениями организации; определить приоритеты и компромиссы для наилучшего сочетания интересов различных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования; обеспечить сбалансированность по срокам и объемам расходов и поступлений денежных средств; поддержать и увеличить рентабельность продаж и капитала.