5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
В системе образования в России в ближайшие годы возможности применения платы за обучение как источника внебюджетного финансирования будут ограничены снижением жизненного уровня населения и отсутствием эффективного механизма контроля за качеством подготовки специалистов. В системе краткосрочного обучения может быть оправдано корпоративное кредитование в центрах и на курсах повышения квалификации, однако возможности кредитования обучения студентов со стороны предприятий резко сужаются в условиях существенного дефицита финансовых ресурсов. Поэтому необходима разработка новой модели финансирования высшей школы, так как в последние годы сократился приток специалистов в экономику и науку.
Речь может идти о создании субфедеральных внебюджетных фондов высшего образования. За счет таких фондов может осуществляться контрактная подготовка студентов и аспирантов для наукоемких отраслей и научных учреждений, занимающихся фундаментальными исследованиями.
Наиболее гибким способом направления финансовых средств на получение высшего образования является образовательный сертификат, предполагающий предоставление кредита обучающемуся. Система кредитования студентов может быть разнообразной: субсидиарный кредит, льготный кредит, коммерческий кредит.
Коммерциализация системы высшего образования может осуществляться путем передачи вузовской инфраструктуры в платное пользование вузам через систему арендных отношений на льготной основе.
С 1992 г. произошел отказ от ранее введенного нормативного финансирования образовательных учреждений и возврат к сметному финансированию по укрупненным статьям расходов: заработная плата, стипендии и коммунальные платежи.
Очевидно, что в ближайшие годы государство не сможет восстановить прежние масштабы ресурсного обеспечения системы образования.
Для современного бюджетного процесса характерно отсутствие системы анализа эффективности использования выделяемых государством средств со стороны органов государственной власти.
В концепции реформирования системы образования предусматривается переход от сметного финансирования к нормативному на подушевой основе. Это означает реализацию принципа «деньги следуют за учащимся» и развитие системы национального тестирования вместо вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения.
Являясь стоимостным показателем, использование подушевого норматива требует адекватной индексации. Этот норматив по сути своей — усредненный показатель, что приводит к нивелировке некоторых особенностей учебных заведений.
Укрупненный подушевой норматив не учитывает всех особенностей образовательных учреждений. Его расчетная база строится на основе средних цен прожиточного минимума, тарифов и услуг. Поэтому возникает необходимость в его дифференциации. Прежде всего в нормативе должны быть учтены: региональные различия в стоимостном уровне жизни; неоднородность кадрового и научно-технического потенциала учебных заведений; профиль и продолжительность обучения.
При определении норматива различают текущие и рациональные нормативы. Текущий норматив исходит из среднестатистических данных о затратах на обучение по категориям учебных заведений и по существу отражает достигнутый уровень финансового обеспечения системы образования с учетом ограниченности имеющихся ресурсов.
Особого внимания заслуживает концептуальное решение проблемы платежности в государственных учебных заведениях. При этом следует разграничить подходы к платности в системе общего и профессионального образования.
Государственные образовательные стандарты состоят из федеральных и региональных компонентов. Федеральный компонент государственного минимального социального стандарта высшего образования включает обучение в государственных вузах не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ. Эти показатели определяют границы контингента обучающихся в государственных школах и вузах на бесплатной основе, т. е. служат инструментами расчета минимального бюджета.
Другой составляющей расчета минимального бюджета системы образования является минимальная реальная стоимость обучения одного учащегося (подушевой норматив финансирования).
В основе расчета реальной стоимости обучения одного учащегося в условиях кризисной экономики лежат минимальные социальные стандарты, а именно: прожиточный минимум, служащий основой расчета заработной платы и выплаты стипендий.
В числе других минимальных стандартов, определяющих стоимость обучения, — нормативы обеспечения жизнедеятельности учебного заведения (нормативы потребления коммунальных услуг, текущего ремонта зданий и сооружений и др.).
Таким образом, минимальный бюджет образования определяется на основе двух видов показателей: реальных минимальных подушевых нормативов финансирования и установленного контингента обучающихся на бесплатной бюджетной основе.
В условиях федеративного построения бюджетной системы финансирования образования особое значение приобретает разграничение полномочий по финансированию отдельных видов учебных заведений по уровням управления.
В годы реформ проводится политика регионализации финансирования. В настоящее время бюджетное финансирование общего среднего образования осуществляется из средств местных бюджетов, половина учреждений начального профессионального образования и около 40% среднего профессионального образования финансируется из средств бюджетов субъектов РФ. Большинство вузов финансируется из государственного бюджета.
В условиях дефицита местных бюджетов по обеспечению минимального бюджета общего среднего образования им должны выделяться трансферты из бюджетов субъектов РФ. В случае дотационности последних источником трансфертов является федеральный бюджет — Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
При финансировании начального и среднего профессионального образования из региональных бюджетов в случае их дефицита гарантом обеспечения минимального бюджета профессионального образования является федеральный бюджет.
Для государственных вузов существуют два варианта регионализации их финансирования:
1) передача вузов с преимущественной подготовкой специалистов регионального значения на бюджет субъектов РФ с обеспечением минимального бюджета за счет субвенций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, при этом вузы федерального значения финансируются из федерального бюджета;
2) все вузы финансируются в объеме минимального бюджета на федеральном уровне, при этом финансирование вузовской науки осуществляется на основе классификации вузов по величине научного потенциала.
Распределение вузов на финансируемые из федерального и регионального бюджетов может привести к прекращению существования ряда вузов в дотационных регионах из-за отсутствия средств на их финансирование.
Неэффективность рынка в сфере образования показывает, что этот сектор экономики является по существу закономерным объектом вмешательства государства. Прежде всего это проявляется в формировании государственного заказа на подготовку специалистов для социально значимых сфер деятельности. Исходя из заинтересованности государства в расширенном воспроизводстве совокупного личного и интеллектуального потенциала оно должно финансировать базовую профессиональную подготовку в государственной системе образования в части обеспечения единого образовательного стандарта.
Для кризисного периода текущий норматив носит усеченный характер, так как не включает инвестиции на развитие образования. Однако текущий норматив не может быть ниже предела простого воспроизводства учебного процесса и системы жизнеобеспечения учебных заведений.
Рациональный норматив отражает передовой уровень, достигнутый системой образования в странах с наиболее развитой экономикой, а также с учетом прогрессивных инноваций, имеющихся в образовательных учреждениях России. Рациональный норматив строится на основе целевого подхода без учета ограниченности ресурсов в текущем периоде.
В области финансирования здравоохранения основными принципами реформы являются: децентрализация управления; муниципализация основной производственной базы отрасли; отказ от жестокой регламентации деятельности медицинских учреждений; создание рынка медицинских услуг; многоканальность финансирования; дифференциация платности медицинских услуг в соответствии с их объемом и качеством; использование социальных и экономических стимулов как для производителей, так и для потребителей медицинских услуг; конкурсное государственное финансирование приоритетных научных разработок.
Обязательное медицинское страхование граждан является одним из элементов рыночного механизма финансирования отрасли с целью улучшения качества медицинского обслуживания.
Важное направление реформы в области здравоохранения — реализация принципа бюджетного федерализма. Федеральные органы должны сосредоточить усилия на выполнении функций государственного заказчика по федеральным программам здравоохранения, особенно важным для обеспечения рационального взаимодействия министерств и ведомств, организаций и учреждений в рамках совместных национальных программ. В рамках региональных программ возможно решение проблемы изменения структуры медицинской помощи. Для этого необходимо разработать научные основы селективной политики финансирования здравоохранения.
Переход к финансированию учреждений здравоохранения на нормативной основе является важным фактором реформирования этой сферы и требует выявления фактически действующих параметров и разработки нормативных значений стоимости лечения, оптимизации системы. ценообразования на медицинские услуги с учетом их реальной стоимости, анализа финансовых результатов, поиска путей минимизации издержек.
Обеспечению приоритета потребителя, контроля эффективности и качества медицинской помощи способствует система добровольного медицинского страхования, осуществляемого в том числе за счет средств работодателя. Для финансирования здравоохранения должны активно привлекаться средства благотворительных организаций и спонсоров.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1.2 Финансовая система
- 1.3 Финансовая политика и финансовый механизм
- 1.4 Управление финансами
- 1.5 Финансовый контроль
- Тема 2 Государственные и муниципальные финансы
- 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- 2.2 Бюджетная классификация
- 2.3 Государственный долг
- 2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
- 2.5 Внебюджетные фонды
- Тема 3 основные направления проведения бюджетных реформ
- 3.1 Основные результаты проводимой реформы
- 3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 3.3 Основные направления налоговой политики
- 3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
- 3.5 Совершенствование межбюджетных отношений
- Тема 4 финансирование социального обеспечения и социальной помощи
- 4.1 Задачи и принципы социальной политики
- 4.2 Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- 4.3 Особенности преодоления финансового кризиса в социальной сфере
- 4.4 Социальные фонды и программы предприятий
- 4.5 Система социального партнерства
- Тема 5 финансирование социальных услуг
- 5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Тема 6 финансовые ресурсы предприятий
- 6.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 6.2 Собственный и заемный капитал предприятия
- 6.3 Доходы, расходы и прибыль предприятия
- Тема 7 внеоборотные активы предприятий
- 7.1 Понятие и оценка внеоборотных активов
- 7.2 Амортизация основных средств
- 7.3 Инвестиции в основной капитал и их источники
- Тема 8 оборотные активы предприятий
- 8.1 Экономическое содержание оборотных активов, их структура
- 8.2 Источники формирования оборотных активов предприятий
- 8.3 Показатели эффективности использования оборотных активов
- Тема 9 Деньги и Денежное обращение
- 9.1 Сущность денег, их функции и роль
- 9.2 Денежная масса
- 9.3 Понятие денежного обращения и закон денежного обращения
- 9.4 Понятие эмиссии денег
- 9.5 Показатели денежного обращения
- Тема 10 Организация безналичных расчетов и платежная система
- 10.1 Платежная система России и межбанковские расчеты
- 10.2 Платежная система Банка России
- 10.3 Формы безналичных расчетов и их принципы
- 10.4 Расчеты платежными поручениями
- 10.5 Аккредитивная форма расчетов
- 10.6 Расчеты чеками
- 10.7 Расчеты по инкассо
- 10.8 Вексельная форма расчетов
- Тема 11 Кредит и Кредитная система
- 11.1 Сущность, функции кредита
- 11.2 Принципы кредита
- 11.3 Формы и виды кредита
- 11.4 Кредитная система, характеристика ее звеньев
- 11.5 Центральный банк, функции и операции
- 3. Центральный банк как банк банков.
- 4. Центральный банк - банк правительства.
- 5. Внешнеэкономическая функция центрального банка.
- Тема 12 операции коммерческих банков
- 12.1 Операции коммерческого банка
- 12.2 Кредитные операции коммерческих банков
- 12.3 Оценка кредитоспособности клиентов
- 1. Оценка финансового состояния Заемщика
- 12.4 Формы обеспечения возвратности кредита
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы, денежное обращение и кредит
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65