2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ. Субъект РФ самостоятельно устанавливает и вводит своими законами областные налоги и сборы в соответствии с общими принципами налогообложения, установленными Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:
1) поступления налоговых и неналоговых платежей в соответствии с действующим законодательством на основе прогноза социально-экономического развития региона на соответствующий год, в том числе оценки ожидаемых поступлений доходов в базовом году и применения индексов оптовых цен материального производства и потребительских цен, а также нормативов зачисления в бюджет региона регулирующих источников доходов в соответствии с проектом соответствующего федерального закона;
2) средств федерального бюджета из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Расходы регионального бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, затраты на капитальные вложения и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются расходы, не вошедшие в бюджет развития.
Местный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение, а также контроль за исполнением которого осуществляются органом местного самоуправления самостоятельно.
В качестве составной части сметы в местных бюджетах могут быть предусмотрены расходы отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ, закрепленными на долговременной основе, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций, дотации, субвенции, трансфертные платежи и другие поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов РФ на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Доходная часть минимальных местных бюджетов формируется путем закрепления доходных источников на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта РФ. Если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет этих источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ передают органам местного самоуправления другие доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
По каждому муниципальному образованию применяются индивидуальные нормативы зачисления в местные бюджеты регулирующих источников доходов с целью наиболее полного обеспечения минимально необходимых расходов местных бюджетов собственными источниками доходов.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.
Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является проблема бюджетного выравнивания (сбалансированности). Различаются понятия вертикальной сбалансированности (вертикального выравнивания) и горизонтальной сбалансированности (горизонтального выравнивания). Вертикальное выравнивание трактуется как процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов. Горизонтальное выравнивание (сбалансированность) означает пропорциональное распределение налогов между субъектами Федерации (регионами) для устранения (или снижения) неравенства в налоговых возможностях различных территорий (субъектов Федерации и муниципалитетов). В системе бюджетного федерализма должны функционировать три финансовых механизма: механизм распределения расходных полномочий; механизм распределения налоговых полномочий и налоговой базы; механизм бюджетных трансфертов, обеспечивающий итоговую сбалансированность всех уровней бюджетной системы. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Для регулирования бюджета применяется и метод оказания прямой финансовой поддержки из вышестоящего бюджета нижестоящему в форме фиксированной денежной суммы на безвозмездной основе. В настоящее время такая поддержка предоставляется в виде дотации или субвенции.
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции — средства, предаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия.
Субвенции подразделяются на два вида:
1) текущие, т.е. направленные на финансирование текущих расходов;
2) инвестиционные, т.е. направленные на финансирование инвестиционной, инновационной деятельности, а также другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
Система финансовой помощи бюджетам других уровней направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов, обеспечение доступа граждан, вне зависимости от места их проживания, к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям при одновременном создании стимулов для проведения на региональном и местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики, развитие и эффективное использование налогового потенциала, повышении эффективности бюджетных расходов.
Финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации предоставляется через 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций. Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.
В среднесрочной перспективе Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее именуется ФФПР) сохранит свое значение в качестве основного с точки зрения методологии и формирования исходных данных инструмента выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации по текущим расходам
Созданный в 2001 г. Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Российской Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. Распределение субвенций фонда будет проводиться между всеми без исключения субъектами Российской Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом, в необходимых случаях, коэффициентов удорожания бюджетных услуг).
Фонд софинансирования социальных расходов (далее именуется ФССР) создан для стимулирования субъектов Российской Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФССР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Российской Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению).
Финансовая помощь субъектам Российской Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру будет сосредоточена в рамках Фонда регионального развития. Общими принципами распределения субсидий Фонда регионального развития являются:
– целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
– софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;
– соблюдение субъектами Российской Федерации федеральных требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.
Фонд реформирования региональных финансов (заменивший с 2002 года Фонд развития региональных финансов) сформирован за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Средства данного фонда ежегодно предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Российской Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.
Государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие в результате заемной деятельности.
Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Под управлением государственным (муниципальным) долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства (органов местного самоуправления) по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. В числе таких финансовых мероприятий наиболее распространены в мировой практике следующие:
рефинансирование – выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;
конверсия – изменение размера доходности займа (может осуществляться как в сторону снижения, так и в сторону повышения процентной ставки дохода);
консолидация – изменение сроков действия ранее выпущенных займов не допускается, поэтому при необходимости консолидации это можно сделать только по согласованию с кредиторами, т. е. с юридическими и физическими лицами, являющимися правообладателями государственных (муниципальных) облигаций; при этом возможно по соглашению сторон замена первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;
унифицирование – обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый;
аннулирование государственного внутреннего долга, т. е. полный отказ от долговых обязательств (как правило, при управлении внутренним долгом это является крайней мерой);
Под реструктуризацией долга понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятие на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий их обслуживания и погашения.
- Содержание
- 1.2 Финансовая система
- 1.3 Финансовая политика и финансовый механизм
- 1.4 Управление финансами
- 1.5 Финансовый контроль
- Тема 2 Государственные и муниципальные финансы
- 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- 2.2 Бюджетная классификация
- 2.3 Государственный долг
- 2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
- 2.5 Внебюджетные фонды
- Тема 3 основные направления проведения бюджетных реформ
- 3.1 Основные результаты проводимой реформы
- 3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 3.3 Основные направления налоговой политики
- 3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
- 3.5 Совершенствование межбюджетных отношений
- Тема 4 финансирование социального обеспечения и социальной помощи
- 4.1 Задачи и принципы социальной политики
- 4.2 Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- 4.3 Особенности преодоления финансового кризиса в социальной сфере
- 4.4 Социальные фонды и программы предприятий
- 4.5 Система социального партнерства
- Тема 5 финансирование социальных услуг
- 5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Тема 6 финансовые ресурсы предприятий
- 6.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 6.2 Собственный и заемный капитал предприятия
- 6.3 Доходы, расходы и прибыль предприятия
- Тема 7 внеоборотные активы предприятий
- 7.1 Понятие и оценка внеоборотных активов
- 7.2 Амортизация основных средств
- 7.3 Инвестиции в основной капитал и их источники
- Тема 8 оборотные активы предприятий
- 8.1 Экономическое содержание оборотных активов, их структура
- 8.2 Источники формирования оборотных активов предприятий
- 8.3 Показатели эффективности использования оборотных активов
- Тема 9 Деньги и Денежное обращение
- 9.1 Сущность денег, их функции и роль
- 9.2 Денежная масса
- 9.3 Понятие денежного обращения и закон денежного обращения
- 9.4 Понятие эмиссии денег
- 9.5 Показатели денежного обращения
- Тема 10 Организация безналичных расчетов и платежная система
- 10.1 Платежная система России и межбанковские расчеты
- 10.2 Платежная система Банка России
- 10.3 Формы безналичных расчетов и их принципы
- 10.4 Расчеты платежными поручениями
- 10.5 Аккредитивная форма расчетов
- 10.6 Расчеты чеками
- 10.7 Расчеты по инкассо
- 10.8 Вексельная форма расчетов
- Тема 11 Кредит и Кредитная система
- 11.1 Сущность, функции кредита
- 11.2 Принципы кредита
- 11.3 Формы и виды кредита
- 11.4 Кредитная система, характеристика ее звеньев
- 11.5 Центральный банк, функции и операции
- 3. Центральный банк как банк банков.
- 4. Центральный банк - банк правительства.
- 5. Внешнеэкономическая функция центрального банка.
- Тема 12 операции коммерческих банков
- 12.1 Операции коммерческого банка
- 12.2 Кредитные операции коммерческих банков
- 12.3 Оценка кредитоспособности клиентов
- 1. Оценка финансового состояния Заемщика
- 12.4 Формы обеспечения возвратности кредита
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы, денежное обращение и кредит
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65