5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
Финансирование социальных услуг осуществляется в основном государственными и муниципальными органами власти. Расходы на социальную сферу представляют важнейшую составную часть расходов бюджетов всех уровней. Социальные расходы покрываются как за счёт общих, так и за счет целевых, специальных налоговых поступлений в государственный бюджет.
В силу особой природы социальных услуг частный сектор не заинтересован, как правило, финансировать социальные услуги общественного сектора. Поэтому рост социальной сферы обусловлен увеличением объема бюджетного финансирования, которое в свою очередь зависит от доходной базы бюджета.
Финансирование экстенсивного расширения социальных услуг не может сопровождаться безграничным ростом социальных платежей. Граждане и предприниматели не заинтересованы в увеличении налогового бремени. Существует предел роста налоговых поступлений, после которого наступает антистимулирующий эффект и появляются застойные явления в экономике.
В России проблема соотношения налоговых поступлений и налогового бремени юридических и физических лиц, с одной стороны, и объёма бюджетных расходов на социальную сферу, с другой — оказалась еще более острой, чем в странах с развитой рыночной экономикой. В современных условиях социальный популизм стал серьезным фактором давления на законодательную и исполнительную власть, которая вынуждена принимать ряд социальных законов и постановлений, не имеющих реального финансового обеспечения.
В сложившихся социально-экономических условиях доминирующим направлением финансирования социальной сферы является прямое бюджетное финансирование, базирующееся на подушевых нормативах. Оно предоставляет широкую финансово-экономическую самостоятельность учреждениям и организациям бюджетной сферы. Для повышения обоснованности нормативного финансирования отраслей социальной сферы важное значение имеет разработка минимальных социальных стандартов, являющихся основой разработки минимальных норм бюджетного финансирования — федерального компонента норматива финансирования социальной сферы и соответственно минимально необходимых бюджетов на разных уровнях управления, благодаря этому может быть обеспечено единое финансовое пространство и введен обоснованный механизм вертикального и горизонтального регионального выравнивания. Это имеет важное значение для осуществления взвешенной социально-трансфертной политики.
На уровне учреждений и организаций социальной сферы происходит трансформация одноканального финансирования с системой оперативного управления в многоканальное финансирование на принципах некоммерческого хозяйствования. Бюджетное финансирование социальных отраслей не замещается, а дополняется внебюджетным финансированием. Кроме того, прямое бюджетное финансирование сочетается с косвенным через механизм предоставления налоговых льгот как государственным организациям, так и субъектам выделения внебюджетных средств. Финансирование в некоторых отраслях социальной сферы (здравоохранение, пенсионное обеспечение и т.д.) стало строиться на страховых началах, что обеспечивает взаимосвязь размера выплат и общего трудового вклада. Поскольку система трудовых мотиваций при страховых методах финансирования на основе распределительного принципа в некоторых социальных отраслях оказалась недостаточно эффективной, то для их усиления необходимо осуществить переход к обязательному накопительному принципу аккумулирования финансовых средств. Повышению эффективности бюджетного финансирования способствует использование модели персонифицированного финансирования социальных потребностей населения (МПФ). Существуют два варианта МПФ, основанных на разных принципах предоставления социальных услуг.
1. Универсальный принцип предоставления социальных услуг всем членам общества или всем членам определенной категории населения (например, ветераны войны) без проверки нуждаемости. Предоставление социальных услуг потребителям осуществляется через механизм различных социальных сертификатов — страхового полиса, личного образовательного кредита и т.д. Финансирование потребителя через механизм социальных свидетельств добавляет фактор конкуренции в систему финансирования социальной сферы. Только в этом случае можно создать условия для прямого адресного финансирования потребителей конкретных социальных услуг. Это позволяет преодолеть усиливающуюся в последнее время тенденцию чрезмерной бюрократизации социальной инфраструктуры.
2. Принцип адресности предоставления потребителям социальных услуг с дифференциацией населения по уровню нуждаемости. Речь может идти о введении единого пособия по нуждаемости. Однако для этого необходимо установить критерии нуждаемости и структуру самой выплаты. По сравнению с бюджетным финансированием оказываемых социальных услуг, не ориентированным по своей природе на возвратный и платный характер, адресное финансирование с помощью целевых свидетельств дает возможность выделить общественный сектор в отдельных сегментах социальной сферы.
Такая разновидность софинансирования социальной сферы отвечает требованиям, социальной справедливости. Она исключает возможность получения бесплатно или на льготных условиях социальных услуг высоко- и среднеобеспеченными слоями населения. Они должны приобретать социальные услуги по рыночным ценам, оплачивая их за счет средств семейного бюджета. С точки зрения финансирования социальных расходов адресный характер социальной помощи рассматривается как самый эффективный метод социальной политики, поскольку переносит социальную нагрузку с государственного и муниципальных бюджетов на семейный.
В последнее время перспективным направлением повышения эффективности бюджетного финансирования социальной сферы становится финансирование через госзаказы, госпрограммы, фонды, гранты и контракты, которые размещаются на конкурсной основе как между государственными некоммерческими, так и негосударственными некоммерческими организациями. Но указанный способ бюджетного финансирования социальных услуг не является альтернативой базовому нормативному бюджетному финансированию. Обладая некоторыми достоинствами, (гибкостью и динамичностью, адресностью в получении финансовых средств), он не лишен определенных недостатков и прежде всего нестабильности финансовых поступлений. Это ограничивает возможности широкого применения этого способа финансирования. Поэтому целесообразно базовое бюджетное финансирование дополнять финансированием через контракты, гранты и фонды.
Государство создает систему контроля и социального мониторинга. При этом контролируются не только учебные и медицинские учреждения, но и состояние потенциала здоровья, образовательного потенциала, потери общества от их несоответствия потребностям, факторы риска.
В последнее время объективно нарастает процесс коммерциализации услуг, который наталкивается на ограниченный платежеспособный спрос со стороны потребителей услуг, а социальные гарантии превращаются в простую декларацию.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Содержание
- 1.2 Финансовая система
- 1.3 Финансовая политика и финансовый механизм
- 1.4 Управление финансами
- 1.5 Финансовый контроль
- Тема 2 Государственные и муниципальные финансы
- 2.1 Бюджетное устройство, бюджетная система и бюджетный процесс
- 2.2 Бюджетная классификация
- 2.3 Государственный долг
- 2.4 Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты
- 2.5 Внебюджетные фонды
- Тема 3 основные направления проведения бюджетных реформ
- 3.1 Основные результаты проводимой реформы
- 3.2 Основные принципы бюджетной стратегии на 2008 - 2010 годы и дальнейшую перспективу
- 3.3 Основные направления налоговой политики
- 3.4 Основные приоритеты бюджетных расходов
- 3.5 Совершенствование межбюджетных отношений
- Тема 4 финансирование социального обеспечения и социальной помощи
- 4.1 Задачи и принципы социальной политики
- 4.2 Система социальной защиты: этапы формирования и модели
- 4.3 Особенности преодоления финансового кризиса в социальной сфере
- 4.4 Социальные фонды и программы предприятий
- 4.5 Система социального партнерства
- Тема 5 финансирование социальных услуг
- 5.1 Современное состояние социальных услуг в рф
- 5.2 Финансирование услуг в сфере образования и здравоохранения
- 5.3 Финансирование жилищно-коммунальной сферы
- Тема 6 финансовые ресурсы предприятий
- 6.1 Сущность финансовых ресурсов предприятия и их источники
- 6.2 Собственный и заемный капитал предприятия
- 6.3 Доходы, расходы и прибыль предприятия
- Тема 7 внеоборотные активы предприятий
- 7.1 Понятие и оценка внеоборотных активов
- 7.2 Амортизация основных средств
- 7.3 Инвестиции в основной капитал и их источники
- Тема 8 оборотные активы предприятий
- 8.1 Экономическое содержание оборотных активов, их структура
- 8.2 Источники формирования оборотных активов предприятий
- 8.3 Показатели эффективности использования оборотных активов
- Тема 9 Деньги и Денежное обращение
- 9.1 Сущность денег, их функции и роль
- 9.2 Денежная масса
- 9.3 Понятие денежного обращения и закон денежного обращения
- 9.4 Понятие эмиссии денег
- 9.5 Показатели денежного обращения
- Тема 10 Организация безналичных расчетов и платежная система
- 10.1 Платежная система России и межбанковские расчеты
- 10.2 Платежная система Банка России
- 10.3 Формы безналичных расчетов и их принципы
- 10.4 Расчеты платежными поручениями
- 10.5 Аккредитивная форма расчетов
- 10.6 Расчеты чеками
- 10.7 Расчеты по инкассо
- 10.8 Вексельная форма расчетов
- Тема 11 Кредит и Кредитная система
- 11.1 Сущность, функции кредита
- 11.2 Принципы кредита
- 11.3 Формы и виды кредита
- 11.4 Кредитная система, характеристика ее звеньев
- 11.5 Центральный банк, функции и операции
- 3. Центральный банк как банк банков.
- 4. Центральный банк - банк правительства.
- 5. Внешнеэкономическая функция центрального банка.
- Тема 12 операции коммерческих банков
- 12.1 Операции коммерческого банка
- 12.2 Кредитные операции коммерческих банков
- 12.3 Оценка кредитоспособности клиентов
- 1. Оценка финансового состояния Заемщика
- 12.4 Формы обеспечения возвратности кредита
- Список рекомендуемой литературы
- Финансы, денежное обращение и кредит
- 302030, Г. Орел, ул. Московская, 65