logo search
Криминология_Иншаков С

Несоответствие фундаментальных принципов развития преступности и правоохранительной системы

Сила криминального феномена определяется различием в характере и ис­точниках эволюции преступности и государственных структур, осуществля­ющих разрушающее воздействие на нее. В процессе криминальной эволюции наиболее жизнеспособны криминальные структуры, ведущие беспощадную борьбу с противниками.

Механизмы эволюции государственной службы значительно сложнее. Более жизнеспособен в этой сфере не тот, кто ведет бескомпромиссную борь­бу, не тот, кто верен своей системе, но тот, кто отказывается от этой борьбы. Взяточник имеет больше шансов выжить и преуспеть, нежели поборник чес­ти. Как заметил американский криминолог В. Рейсман: «Общей чертой соци­альных систем является неразрывный симбиоз контролирующих и контроли­руемых».* В продвижении по служебной лестнице тот имеет больше шансов, кто готов на компромиссы, не щепетилен в выборе средств (обычно эти лица не обременены ни совестью, ни интеллектом). Поэтому человеку бескомпро­миссному, с чистыми помыслами, высокими нравственными идеалами и светлой головой достаточно трудно занять высокое место в антикриминаль­ных структурах (а ведь лишь такое лицо может быть достойным противником мафистских «крестных отцов»). Так что в этой сфере мы наблюдаем тенден­цию, диаметрально противоположную той, в соответствии с которой идет эволюция криминального мира: наиболее сильными и живучими оказывают­ся те, кто отказывается вести бескомпромиссную борьбу с противником.

* См.: Рейсман В.М. Скрытая ложь. Взятки: «крестовые походы» и реформы. М., 1988. С. 46.

Укрепление государственных структур происходит не благодаря внутрен­ней логике их развития, а вопреки ей. Источник этого укрепления находит­ся не внутри системы (как это имеет место в криминальных структурах), а за ее пределами. Обычно таким источником оказывается государственный ли­дер. Появление такого лидера возможно лишь при осознании общественнос­тью необходимости бескомпромиссной борьбы с криминальным миром.

Лидер, который берется укрепить антикриминальную систему, всегда ри­скует стать жертвой самой этой системы. Примером такой драматической развязки может служить печальная судьба братьев Джона и Роберта Кеннеди, которые бросили вызов организованной преступности. Напротив, руково­дивший в то время ФБР Д. Гувер, длительное время отказывавшийся при­знать очевидный факт (наличие организованной преступности в США), бла­гополучно дожил до старости и пользуется репутацией ревностного борца с преступностью.

Сильный политический лидер может инициировать процессы социального оздоровления даже в крайне неблагоприятных условиях (в каких, например, оказалась практически полностью попавшая под власть криминалитета Колум­бия). Пример Колумбии весьма показателен и поучителен - имеет смысл про­анализировать колумбийскую ситуацию более детально. В 70-х годах колум­бийские мафисты физически устранили всех должностных лиц в государственном аппарате, которые воспротивились подкупу и пытались вести бескомпромиссную борьбу с наркобаронами. Немало представителей прессы, пытавшихся объективно освещать процессы криминализации страны, пало от рук мафистких убийц. Колумбия стала достаточно безопасным местом для раз­вертывания деятельности кокаиновых картелей. Однако полностью уничто­жить в народе тягу к справедливости невозможно, даже больное общество име­ет немало здоровых сил. Обычно проблема заключается лишь в их объединении. В умении сплотить здоровые силы и сконцентрировать их для решительного удара заключается настоящее политическое искусство. В Колум­бии бойцам справедливости удалось сплотиться, всколыхнуть общественное мнение и на волне антимафистских и патриотических настроений обеспечить избрание на пост президента не пораженного бациллами мафии, решительно­го и энергичного лидера. Без поддержки президента оздоровить Колумбию бы­ло бы невозможно. Только президент мог создать мощную систему органов противодействия организованной преступности в тотально коррумпированном колумбийском государстве. Колумбия была похожа на безнадежного больного, но приход к власти представителя здоровых слоев общества позволил перест­руктурировать национальные силы, изменить приоритеты внутренней и внеш­ней политики, развить здоровое национальное ядро, приостановить процесс деградации нации, пресечь разворовывание богатств страны и направить их на решение насущных государственных проблем. Турбай повел настоящую войну с наркомафией (использовались вооруженные силы, боевые отряды спец­служб, авиация и войска ПВО). Мафия ответила отчаянным сопротивлением, мафисты использовали современные средства ведения боевых действий, в том числе и авиацию. Немало военнослужащих и полицейских погибло в этой вой­не, жертвами мафистского террора пали неподкупные судьи, журналисты и да­же высшие должностные лица государства. Война затянулась на многие годы. В ходе боевых действий были и успехи, и неудачи. На смену Турбаю пришли новые президенты. Не все из них были столь же решительны. Например, пре­зидент Бентакур пытался найти компромисс с мафистами. В 1985 году по его указанию генеральный прокурор Колумбии Гомес встретился в Панаме с ли­дером колумбийской наркомафии Эскобаром (Эскобар пользовался покрови­тельством панамского диктатора Норьеги). Об этом стало известно ЦРУ США, переговорный процесс предали огласке, и Бентакур был вынужден отказаться от сотрудничества с мафией. Пришедший к власти в 1986 году призидент Барко вновь оказался перед необходимостью проведения чистки правоохрани­тельной системы, после чего удалось разгромить одно из крупнейших в Колум­бии объединений наркомафии - Медельинский картель. К сожалению, колумбийская мафия практически не пострадала от этого, сказалась систем­ность в преступной деятельности мафистов. Южноколумбийский картель Ка­ли взял под свой контроль производство кокаина в Медельине, захватил при­надлежавшие медельинцам каналы поставки наркотиков за рубеж - и уровень преступного промысла практически не уменьшился.

Президент Гавириа постарался учесть эту способность мафии к самовоз­рождению и стал готовить уничтожение всей мафистской системы в стране 7 августа 1990 года, сразу после избрания он начал формировать мощную си­стему государственного противодействия мафии. Были созданы специальные группы, включавшие представителей спецслужб м армейские подразделения. Надо отметить, что к этому времени в Колумбии был накоплен немалый опыт противостояния с сообществом наркобаронов, президент н его едино­мышленники постарались учесть этот опыт в максимальной степени. Была проведена значительная предварительная работа, Направленная на кадровое, правовое, материальное, информационное» организационное и боевое обес­печение войны с организованной преступностью, которая планировалась как акция системного разрушающего воздействий на колумбийскую мафию. Че­рез несколько месяцев Гавириа начал войну. Она включала целую серию вой­сковых и специальных операций. Одновременно Президент развернул мощ­ную антимафистскую пропагандистскую кампанию и изменил приоритеты внешней политики (в войне с мафией он сделал ставку на национальные си­лы, а не на международную помощь). В предельном напряжении сил колум­бийское общество выиграло это сражение. Победа далась нелегко и стоила жизни многим из тех, кто решился на противоборство с криминальным спру­том. В этой борьбе погиб даже руководивший боевыми операциями министр юстиции. 200 судей были убиты в результате террористических актов.* Но бескомпромиссная и самоотверженная борьба здоровых сил общества против мафии завершилась успехом: в 1991 году глава колумбийской организован­ной преступности Эскобар и семнадцать руководителей кокаиновых карте­лей сдались властям и были заключены в тюрьму. Пример Колумбии показал всему миру, что даже смертельно больное общество потенциально сильнее мафии (а ведь сообщество колумбийских наркобаронов - одно из самых сильных в мире). Политическая воля руководства и поддержка народа - за­лог успеха, стремление нации к самоочищению - вот главная тенденция, ко­торую в соответствий с законом Ферри можно противопоставить процессу тотальной криминализации общества по мафистекому типу. Интересно, что разгул мафии по времени совпал с периодом, когда Колумбия шла в форва-тере американской политики. США не только осуществляли координации борьбы с организованной преступностью, но и узурпировали суверенное право государства на правосудие: колумбийских преступников выдавали США, где их судили американские судьи и где они отбывали наказание. Га-вириа провел переоценку национальных приоритетов и Прекратил практику вмешательства США во внутренние дела Колумбии. Через год, несмотря на прекращение американской помощи, мафия была практически разрушена, а «крестные отцы» оказались за решеткой. При этом, как выяснилось, глава криминальной конфедерации Эскобар располагал такими значительными материальными средствами (15 миллиардов долларов), что их было достаточ­но для покрытия всех внешних долгов Колумбии.** К сожалению, в Колумбии не удалось создать механизма, препятствующего восстановлению мафии, проникновению ее из-за рубежа и возрождению местного кокаинового спру­та. Оказалось, что удержать победу труднее, чем ее одержать: систему адек­ватных социальных и экономических мер колумбийское общество создать не смогло.

* См.: Никифоров A.G. Гангстеризм в США: сущность и эволюция. М., 1991. С. 134.

См.: О соблюдении Колумбией договора о выдаче уголовных преступников и дельцов наркомафии США // Борьба е преступностью за рубежом. 1993. № 2. С. 19-24.

Помимо этой глобальной закономерности противостояния общества и преступности можно выделить ряд мер нейтрализации механизмов, которые позволили мафии стать сильным антигосударственным транснациональным явлением.

Основные направления нейтрализации защитных механизмов организо­ванной преступности:

1. Сила мафии в ее организованности, наличии криминальной стратегии, специализации преступников. Успех в противодействии ей невозможен без го­сударственной стратегии, сконструированной в соответствии с принципом уп­реждения. В США эта стратегия была сформулирована в 60-х годах и на ее ос­нове была разработана соответствующая федеральная программа. Эта стратегия неоднократно пересматривалась в 70-х и 80-х годах (в основном, в направлении расширения масштабов и интенсивности борьбы с преступной конфедерацией, включая и зарубежные мафиозные кланы). В 1992 году президент США Д. Буш своим указом утвердил «Национальную стратегию контроля наркотиков», в ко­торой особый акцент был сделан на принцип системности в разрушении меж­дународной сети организованной преступности. В соответствии с этой страте­гией правоохранительные органы нацеливались на раскрытие маршрутов контрабанды, определение их самых уязвимых мест, установление главарей наркомафии, систем связи, источников финансирования и мест хранения де­нежных средств и затем — на разрушение всей этой системы путем одновремен­ного удара.* Идея сетевого контроля организованной преступности с последу­ющим арестом руководителей и членов всех 24 семей итало-американской мафии возникла в США еще в начале 70-х годов. Однако при сохранении демо­кратического правосудия осуществить ее было весьма затруднительно. В 1970 году в США был принят «Закон о контроле организованной преступности», ко­торый несколько упрощал процедуру привлечения к уголовной ответственнос­ти членов преступного синдиката. Но требования к доказанности факта пре­ступной деятельности оставались достаточно жесткими. Отказ же от системы правосудия, гарантирующей максимум объективности, мог обернуться для об­щества последствиями более драматичными, чем развитие мафии. Даже после создания солидной правовой, кадровой и материальной базы разрушить орга­низованную преступность методом сетевых арестов не удалось. В период с 1981 по 1985 год в отношении «крестных отцов» 17 из 24 семей итало-американской мафии были вынесены приговоры о лишении свободы.** В то же время уровень криминала не снизился, поскольку начались опасные процессы укрупнения мафистских организаций. На американской криминальной сцене появились представители еврейской, японской, китайской, вьетнамской, латиноамери­канской и, наконец, «красной» мафии (из выходцев бывшего СССР).*** Тем не менее метод сетевого контроля (выявления всех лиц, причастных к организо­ванной преступности) с перспективой одновременного разрушающего удара по всей криминальной сети остается весьма популярным во многих странах. В Ка­наде, например, создан специальный банк информации, где собираются сведе­ния о всех гражданах, в отношении которых имеются данные о причастности к организованной преступности, терроризму, торговле наркотиками.****

* См.: Борьба администрации США с наркоманией // Борьба с преступностью за рубежом 1993. №6. С. 15.

** См.: Mafiain USA // Christian Science Monitor. 1986.December, 18.P. 1.

*** См.: Израильская мафия в США // Проблемы преступности в капиталистических стра­нах. 1980. №2. С. 8-10.

**** См.: Защита персональных данных в Канада // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. №5. С. 15.

2. Первые же столкновения с криминальными кланами показали: чтобы победить мафию, необходимо переиграть ее интеллектуально. В США были созданы аналитические структуры, которые на основе постоянного отслежи­вания и изучения преступной деятельности стали прогнозировать перспекти­вы ее развития, выявлять наиболее уязвимые стороны организованной пре­ступности. По инициативе Р. Рейгана была создана Национальная комиссия по изучению деятельности организованных групп преступников и выработке рекомендаций по национальной стратегии борьбы с организованной пре­ступностью.

3. Серьезное внимание стало уделяться развитию антикриминальной иде­ологии и соответствующей контрпропаганды.

4. Преступной специализации и криминальному мастерству в борьбе с ма­фией было противопоставлено мастерство специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Для этих подразделений требова­лись храбрецы, их оказалось немало в Америке. Еще в 60-х годах, в условиях, когда коррумпированная полиция штатов практически устранилась от борьбы с организованной преступностью, очень хорошо зарекомендовали себя специ­ализированные ударные силы федеральной полиции. Эти группы, численно­стью в двадцать человек и более, включали представителей различных феде­ральных ведомств. Создание таких объединений решало сразу несколько задач: они были своеобразными островками твердой почвы в зыбком болоте коррумпированных правоохранительных органов. Их разноведомственный состав (помимо полицейских, туда входили представители отделения инфор­мации службы внутренних доходов, таможенного управления, федерального бюро по борьбе с распространением наркотиков, секретной службы минис­терства труда, отделения министерства финансов по налоговому обложению и даже почтовые инспекторы) оказался оптимальной формой взаимодействия этих ведомств и интеграции в едином центре имевшей значение для борьбы с преступниками информации различных госструктур. Ударные силы направ­лялись в Детройт, Чикаго и другие города, оказавшиеся во власти организо­ванной преступности. За два года они арестовали больше лидеров криминального мира, чем полиция штатов и ФБР за 12 лет.* В 1967 году было создано 12 таких групп, в 1980 г. - еще 26. В борьбу с организованной преступностью активно включились агенты ФБР. Это ведомство обладало огромными инфор­мационными и техническими возможностями. В 1979 году в ФБР было собрано 6 млн досье на преступников и лиц, оказавшихся в сфере внимания агентов, бюро располагало дактилокартами 172 млн человек. 7 797 следственносыскных агентов занимались оперативной разработкой преступных групп в различных штатах.** Агенты ФБР располагали великолепной подслушиваю­щей аппаратурой, которая позволяла им получать немало ценной информа­ции, однако до принятия соответствующего законодательства использовать эти материалы как доказательства обвинения в суде было нельзя. Сотрудники ФБР, работая на грани возможного, провели немало разоблачений крими­нальных боссов и коррумпированных чиновников, но и потери в их рядах бы­ли велики: за период с 1974 по 1980 годы ФБР потеряло 800 агентов.***

* См.: Кларк Р. Преступность в США. М., 1975. С. 100-104.

** См.: 1979 Annual Report of the Attorney General of the United States. Washington, 1980. P. 32.

*** См.: Президент Рейган о состоянии борьбы с организованной преступностью в США // Проблемы борьбы с преступностью в капиталистических странах. 1986. С. 4.

5. Постепенно стали блокироваться социальные сферы, которые в соответ­ствии с научными прогнозами могли оказаться наиболее перспективным по­лем деятельности организованных преступных групп. Например, наибольший ущерб Нью-Йоркской мафии был нанесен не облавами и перестрелками, а со­зданием государственной строительной компании, которая существенно по­теснила контролировавшийся мафией строительный бизнес крупнейшего го­рода США. Под контролем Нью-йоркской мафии находились все сделки, заключавшиеся частными строительными компаниями на сумму от 500 тыс. до 100 млн долларов.* После создания государственной строительной компа­нии все муниципальные заказы стали поступать ей, возможности торговать подрядами у мафии значительно уменьшились.

* См.: Mafla In USA // Christian Science Monitor. 1985.December, 18.P. 1.

Шаг за шагом мафисты вытеснялись из определенных областей жизни американского общества. К числу приоритетных зон очищения от организо­ванной преступности в США были отнесены вооруженные силы, где актив­но действовала наркомафия и группировки по хищению оружия. Хищения оружия с воинских складов существенно укрепили боевую мощь организо­ванной преступности. В эти годы торговля армейским оружием стала одним из наиболее доходных видов криминального бизнеса. «Крестные отцы» стали всерьез подумывать о возможности захвата атомного оружия, и такие попыт­ки имели место в США. Аналогичные процессы проходили и в других стра­нах. В 1980 году преступники в Италии захватили две ракетные установки. В конце 70-х годов произошел всплеск ядерного терроризма: возросло число нападений на склады и базы ядерного оружия, в ноябре 1979 года преступни­ки предприняли попытку захватить атомную электростанцию в Швейцарии.

Реальностью стало изготовление преступниками кустарной атомной бомбы. Мир ужаснулся, когда эксперты пришли к выводу, что при наличии исход­ных материалов (U-235 или Ри-239) группа из 5-6 человек за полгода может изготовить примитивную атомную бомбу.* Призрак криминального вариан­та Хиросимы стал угрожать человечеству.

* См.: Проблемы «ядерного» терроризма в капиталистических странах // Проблемы пре­ступности в капиталистических странах. 1981. №8. С. 3-в.

Отвергнутые американским обществом ветераны Вьетнама, в совершен­стве овладевшие искусством убивать, стали резервной армией организован­ной преступности. США оказались перед угрозой криминализации армии, которая, в свою очередь, грозила тотальной криминализацией общества. Этот процесс ставил под сомнение не только безопасность, но и государственность США, и для его пресечения была выделена огромная часть национальных ре­сурсов (лучшие кадры в плане интеллекта и организаторских способностей, весьма значительные финансовые средства). Антикриминальные меры дали положительный результат, и вооруженные силы превратились в зону, закры­тую для мафии. Более того, армия стала играть одну из главных ролей в про­цессе разрушающего воздействия на организованную преступность.

6. Для того чтобы нейтрализовать основной прием защиты мафистской элиты - дистанцирование «крестных отцов» от исполнения преступлений, в практике борьбы с организованной преступностью применялись различные методы. Первоначально спецслужбы пользовались традиционными приема­ми - проникновение в ряды мафии агентов и вербовка осведомителей из числа ущемленных в чем-то мафистов, что позволяло получать свидетельские показания и против боссов. Этот прием использовали в США в 1963 году при разоблачении лидеров «Коза Ностра». В 80-х годах в Палермо (на родине ма­фии) было осуждено 305 мафистов, включая главарей преступного мира (ос­новным свидетелем обвинения был некто Бушетта, возмущенный жестокос­тью своих собратьев по преступному миру, убивших почти всех его близких родственников). Итальянское законодательство предусматривает ряд гаран­тий безопасности и материального благополучия для раскаявшихся мафис­тов, выступивших на судебном процессе в качестве свидетелей обвинения главарей и членов преступных кланов. К числу таких гарантий относятся: право раскаявшихся преступников и членов их семей на пластическую опе­рацию, на эмиграцию, на материальное обеспечение в период миграции. Не­которые члены мафии получали от государства больше привилегий и матери­альных благ, нежели от преступной деятельности. Арестованные мафисты оказались перед выбором: молчать и до конца жизни сидеть за решеткой или нарушить обет молчания и начать новую жизнь. Результаты не замедлили сказаться. 1 200 мафистов стали давать показания против своих сообщников. В результате многолетнего процесса против итальянской мафии в тюрьмах оказалось 20 тыс. дельцов преступного мира и коррумпированных чиновни­ков (причем итальянское правосудие одержало одну из самых внушительных побед - за сотрудничество с мафией был арестован бьщший премьер-ми­нистр Джулио Андреотти).*

* См.: Шакиров М., Гнатенко Е. «Коза нострой» руководит выскочка с внешностью бухгал­тера // Литературная газета. 1995. 17 января.

7. Одним из основных способов сбора данных о преступлениях лидеров пре­ступного мира является постоянное отслеживание различных сторон их деятель­ности (и криминальной практики, и частной жизни). Это позволяет выявить уяз­вимые места в их поведении. Оказалось, что мафисты такие же люди, как все (напомню что еще в 1947 году американские исследователи И. Валерстайн и К. Вайл установили, что преступления совершают практически все взрослые лю­ди). Иногда и с «крестными отцами» случаются оплошности» и они делают не­верные шаги: время от времени совершают самые заурядные преступления (убийства, нападения, хранение наркотиков, пользуются оружием без соответст­вующего разрешения и уклоняются от уплаты налогов). Именно за неуплату на­логов был арестован и осужден к 10 годам лишения свободы известный лидер преступного мира Америки Альфонс Каноне. По аналогичному обвинению был арестован в 1993 году один из лидеров высшей мафии Японии - Канэмару.* Арест за незаконное хранение огнестрельного оружия - также одно из главных оснований лишения свободы деятелей японского криминального сообщества «Бориокудан». Спецслужбы США такой возможности практически лишены.

* См.: Натаров В. Канэмару - «серый кардинал» правящей партии // Литературная газе­та. 1996. № 14.

Первый крупный шаг в направлении тотального контроля был сделан в США принятием в 1968 году комплексного закона «О контроле над преступно­стью и безопасности на улицах». Этот закон регламентировал телефонное про­слушивание и подслушивание разговоров с помощью установленных в поме­щениях микрофонов. Однако этот закон оказался неработающим в части прослушивания, поскольку в нем не было предусмотрено права тайного про­никновения агентов ФБР в помещения для установки аппаратуры прослуши­вания. Исключением оказался штат Ныо-Джерси - там законодательное со­брание штата приняло соответствующий закон. Пользуясь предоставленной возможностью агенты ФБР в Ныо-Джерси привлекли к уголовной ответствен­ности нескольких региональных лидеров организованной преступности. Было очевидно, что прослушивание и использование записей переговоров руководи­телей преступного мира между собой и фиксация их тайных указаний о совер­шении преступлений является мощным оружием спецслужб в разоблачении криминальных боссов. В 1979 году Верховный суд США признал законным и полностью соответствующим конституции США тайное проникновение аген­тов ФБР в помещения частного лица для установления электронной аппарату­ры прослушивания.* Это резко расширило возможности спецслужб, у них по­явились преимущества, воспользовавшись которыми ФБР уже в 1979 году арестовало 628 функционеров организованной преступности и 73 коррумпированных должностных лица госаппарата (все они были осуждены).** Успех аме­риканцев побудил перенять их опыт рядом государств. Например, в Италии аналогичный закон, наделяющий спецслужбы правом установки подслушива­ющих устройств, был принят в 1982 году.

* См.: Organized Grime Control // New York Times. 1979. ApriI, 19.

** См.: 1979 Annual Report of the Attorney General of the United States. Washington, 1980.P. 32.

8. Борьба с «крестными отцами» мафии поставила на повестку дня необ­ходимость криминализации самой деятельности по руководству преступной организацией и членству в ней. Эти факты было легче доказывать, чем соуча­стие в конкретном преступлении. Но пока они не были запрещены уголов­ным законом, криминальным авторитетам удавалось уходить от ответствен­ности. В ходе одного из процессов над лидерами преступного мира те избрали оригинальную тактику защиты: признали, что состояли в мафии. Их адвокат Самуэль Доусон заявил: «Простое членство какого-либо лица в ма­фии не означает, что это лицо совершило преступление».* Для того чтобы ли­шить мафистов такой гарантии безнаказанности, во многих странах создание и участие преступных организаций мафистского (рэкетирского) типа было криминализировано. В США первые шаги в этом направлении были сделаны в 1978 году принятием положения «О находящихся под влиянием рэкета и бесчестно функционирующих организациях» (сокращенно его иногда назы­вают R1CO, этот акт вошел составной частью в закон 1970 года «О контроле над организованной преступностью»). R1CO объявил незаконным руководст­во предприятием, занимающимся рэкетирской деятельностью (причем под рэкетом в США понимается не только вымогательство, но и широкий спектр незаконной деятельности - совершение 2 каких-либо преступлений из 32, предусмотренных законодательством США в течение десятилетнего перио­да). В 1978 году было криминализовано создание преступных объединений в Западной Германии.** Наиболее четко этот вопрос был решен в Италии вне­сением следующей поправки в ст. 416 УК: «Когда не менее трех лиц объеди­няются с целью совершения преступлений, то те, кто способствует или созда­ет, или организует такое объединение, наказываются только за это на срок от 3 до 7 лет. Участие в таком объединении наказывается лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет. Руководители подлежат тому же наказанию, что и ор­ганизаторы. Если участники объединения перемещаются с оружием по сель­ской местности или общественным дорогам, то назначается наказание от 5 до 15 лет. Наказание увеличивается, если число участников объединения равно 10 или более лиц».***

* См.: Малышев В.В. Процесс над мафией. М., 1989. С. 66.

**См.: Конституционный суд ФРГ о понятии «преступное объединение» // Проблемы пре­ступности в капиталистических странах. 1980. №1. С. 37-38.

***См.: Организованная преступность. М., 1989. С, 280.

9. Одним из источников неуязвимости организованной преступности яв­ляется чрезвычайная сложность доказывания. Поиск путей преодоления этой непростой проблемы инициирует переоценку некоторых институтов демократического правосудия, незыблемость которых в недавнем прошлом не вы­зывала сомнений.

В зарубежной практике борьбы с преступностью постепенно утверждает­ся принцип «презумпции виновности» за некоторые виды преступлений (т.е. не правоохранительные органы доказывают незаконность происхождения . богатства подозреваемого, а сам он должен доказать его законность и соот­ветствие легальным доходам). Эта норма рекомендована в качестве модель­ной для всех участников Европейского сообщества.*

* См.: Организованная преступность - 4. М., 1998. С. 144.

В антикриминальной практике США, Израиля и ряда других государств имеют место такие темные страницы, как негласное физическое устранение не­угодных лиц, в том числе тех, в отношении кого имеется надежная оперативная информация об активной деятельности в структурах организованной преступ­ности.* В Израиле, например, функционирует сверхсекретный орган, действу­ющий на основании «списка подлежащих уничтожению» и личной санкции премьер-министра. Количество фамилий, занесенных в список, постоянно ме­няется от одной-двух до ста и более. Требование о внесении кого-либо в список подлежащих уничтожению обычно передается руководителем «Моссад» в кан­целярию премьер-министра, который, в свою очередь, переадресует его специ­альному судебному комитету, настолько засекреченному, что даже Верховный суд Израиля ничего о нем не знает. Этот судебный комитет заседает как воен­ный трибунал и судит заочно.** Практика сталинских особых совещаний сего­дня исподволь возрождается в демократических государствах.

*См: там же. С. 154-155.

**См.: Там же. С. 155-156.

10. Профилактика подкупа должностных лиц - одно из наиболее слож­ных направлений борьбы с организованной преступностью. Подкуп прово­дится в двух основных направлениях:

- подкуп представителей правосудия для обеспечения безнаказанности;

- подкуп государственных чиновников и парламентариев для лоббирова­ния промафистской государственной политики.

На попытки мафистов тотально коррумпировать весь чиновничий аппа­рат и представителей правосудия (а на эти нужды мафия выделяет около 1/3 своих неисчислимых преступных доходов) спецслужбы и полиция ответили расширением практики тайных форм работы, таких как провокация взятки;

подстрекательство и использование подставных лиц для вовлечения в пре­ступную деятельность субъектов, находящихся под подозрением; использо­вание агентурной информации и подслушивания, пассивного и активного целевого тайного наблюдения.* Плотный электронный контроль за ответст­венными чиновниками, отслеживание их связей и прослушивание разгово­ров существенно затрудняют подкуп и облегчают разоблачение. Одной из форм тотального контроля за чиновничеством стал жесткий анализ соответствия их законных доходов и расходов - должностное лицо обязано обосно­вать в декларации о доходах источник денежных средств. Если лицо живет не по средствам, оно становится объектом пристального внимания спецслужб и специального разбирательства.

* См.: Johnston N.. Savltz L. Legal Process and Corrections. N.Y., 1982. P. 68.

Президентская комиссия установила, что в среднем по США один из пя­ти сотрудников полиции был вовлечен в преступную деятельность, не считая случаев мелкого взяточничества.* Результаты выборочной проверки поли­цейской службы в Нью-Йорке также были шокирующими: из 75 полицей­ских, за которыми проводилось наружное наблюдение, только двух не уда­лось изобличить во взяточничестве.** Для борьбы с тотальной коррупцией в полицейской системе в 1982 году была создана служба полицейских ревизо­ров, которые стали контролировать и служебную деятельность, и личную жизнь работников этого ведомства. Для проверки лояльности в отношении полицейских офицеров стали применять детекторы лжи. Работников мест­ных полицейских органов обычно привлекали к участию в операциях против организованной преступности на заключительных этапах, когда утечка ин­формации могла иметь значительно меньше последствий. Планированием и подготовкой таких операций занимались федеральные органы. Здесь необхо­димо отметить, что уровень коррумпированности ФБР был практически ну­левым. Залогом этого была тщательная кадровая политика, создание значи­тельных материальных и моральных стимулов добросовестной службы (даже с Голивудом руководство ФБР заключило негласное соглашение о создании привлекательных кинообразов агентов бюро), постоянные проверки сотруд­ников на лояльность и отстранение от ответственной работы при возникно­вении малейших сомнений в добросовестности, мужестве и преданности идее борьбы с преступностью (вновь пресловутое «опасное состояние»).

* См.: Neier A. Crime and Panishment. N.Y., 1976.

** См.: Radzinowicz L. The Growth of Crime (The International Experience). L, 1977.P. 162.

Процессы коррупции полицейского аппарата не обошли стороной и Япо­нию, где накоплен некоторый положительный опыт противодействия этим негативным тенденциям. Работа японских правоохранительных органов по­ставлена под контроль Национальной комиссии общественной безопасности. Помимо широкомасштабной операции «чистые руки», проводившейся в 80-х годах японскими спецслужбами, в стране восходящего солнца был принят этический кодекс полицейского. При составлении этого кодекса были учте­ны национальные традиции. Самураи — японские рыцари. Их понятия о че­сти и беззаветное служение родине вызывают уважение и даже преклонение практически всех японцев. Самурайский кодекс чести «Бусидо» был положен в основу кодекса чести японского полицейского. Нарушивший эти этические нормы перестает уважать самого себя. Японский опыт показал, что идеоло­гические меры могут эффективно противодействовать коррупции, честь под­час не имеет цены, а совесть оказывается более эффективным контролером, чем структуры информаторов и сеть подслушивающих устройств.

Эффективной превентивной мерой против взяточничества и злоупотребле­ний является детальная регламентация служебной этики в соответствующих нормативных актах (должностным лицам и их родственникам запрещено при­нимать дорогостоящие подарки, запрещено брать взаймы у подчиненных). Должностным преступлением может быть признано малейшее отступление от регламента заключения сделки (исключение из переговорного процесса заин­тересованных лиц, занижение цен по сравнению с мировыми, отказ от прове­дения конкурса и других формальных элементов сложной процедуры договор­ного процесса, смоделированных таким образом, чтобы сделать невозможным сговор ограниченного числа лиц, а при сговоре большой группы падает эконо­мическая эффективность взятки и снижается вероятность сохранения факта получения взятки в тайне).

11. Тот факт, что мафистский подкуп обычно носит обоюдоострый харак­тер (неподкупных запугивают или убивают), потребовал обеспечения охраны наиболее ответственным чиновникам и членам их семей.

12. Шантаж и убийства свидетелей, осведомителей, работников право­охранительных органов поставил на повестку дня создание сложной системы их защиты. В отношении свидетелей успешно стали практиковать следующие меры:

- оглашение свидетельских показаний без явки тех в суд и без обнародо­вания их имен;

- изменение фамилий, внешности и выезд для жительства за пределы страны;

- усиленный режим охраны в период следствия и судебного разбиратель­ства (вплоть до сокрытия в специальных охраняемых бункерах).

Одним из основных объектов мафистского террора являются судьи. Для их защиты во всех странах, активно ведущих борьбу с организованной пре­ступностью, не скупятся в средствах. Например, следственного судью Джо-ванне Фальконе, который разоблачил мафию в Палермо, охраняли 36 тело­хранителей. Родственников судей обычно прячут в надежных местах либо обеспечивают их тайный выезд за пределы страны. В ряде стран практикует­ся судейская специализация.* Специальные агенты и бойцы ударных отрядов формируются из лиц незаурядного личного мужества и, как правило, не име­ющих семьи. Открытие особых боевых качеств у подразделений, сформиро­ванных из бессемейных сирот, принадлежит туркам. Именно на этой основе они формировали непобедимые войска янычар (в переводе с турецкого яны­чар - новый воин). Наиболее дееспособные спецподразделения карабинеров в Италии также формировались из молодых людей, не имеющих семьи. Единственной силовой структурой, оставшейся до конца верной законному правительству в ходе переворота в средине 80-х годах в Румынии, было спе­циальное формирование, состоящее из сирот (так называемые «дети Чауше-ску»). Эти же принципы положены в основу комплектования особых отрядов во многих странах мира.

* См.: Дементьева Е.Е. Экономическая преступность и борьба с ней в странах с развитой рыночной экономикой (на материалах США и Германии). М., 1992. С. 50.

13. Уничтожить мафию, не подорвав ее финансового могущества, невоз­можно. Для достижения этих целей во многих странах мира практикуют ме­тоды, направленные на затруднение:

— получения;

— хранения;

— использования денежных средств.

Аналитические подразделения спецслужб систематически отслеживают «конъюнктуру черного рынка», прогнозируют, в каких областях представите­ли криминального мира могут получать сверхприбыли, и разрабатывают ме­ры затруднения сверхприбыльного криминального паразитирования.

Первым опытом в данной области была отмена «сухого закона» в США, что подорвало весь бутлегерский бизнес мафии и соответственно многомил­лионные доходы.

14. Блокирование различных сфер преступного бизнеса, как жестким по­лицейским воздействием, так и мягкими социально-экономическими, социо-культурными, педагогическими и техническими мерами.