logo search
Криминология_Иншаков С

Сферы деятельности функционеров организованной преступности

Когда-то самым крупным источником доходов организованной преступ­ности (до 50 млрд. долларов в год) был игорный бизнес. Для того чтобы сни­зить уровень этих доходов, в США была легализована целая сеть казино в ма­леньких захолустных городках, типа Лас-Вегаса. Первое казино в Лас-Вегасе было открыто в 1947 году, и с тех пор это местечко превратилось в империю азартных игр, вся жизнь города находится в зависимости от игорного бизнеса. Легализация азартных игр позволила государству получать значительные сум­мы в виде налогов, но казино остались под контролем мафии, полностью по­дорвать эту статью дохода, к сожалению, не удалось. Более того, «проигрывая» своему казино деньги, преступники получили новый канал их отмывания.

Рядом с игорным бизнесом обычно процветает криминальное ростовщи­чество или, как его называют в Америке, «акулий промысел». По существу» это одна из форм банковской деятельности с двумя отличительными особен­ностями: процентная ставка очень высока (до 10% в сутки) и в качестве га­рантий возврата кредита выступают жизнь и здоровье должника (показатель­ные убийства или жестокие избиения, влекущие увечья, нерасплатившихся в срок - основной стимул финансовой дисциплины в криминальной банков­ской системе). Проигравшие в казино в полубредовом состоянии игорного азарта, получая деньги в долг, соглашаются на любые условия в надежде оты­граться. Похмелье после таких игр обычно бывает тяжелым. Поиск незадач­ливых должников, склонение их к даче показаний вместо возврата долга и после этого переправка их на новое место жительства за рубеж - один из эф­фективных способов борьбы с «акульим промыслом».

Сегодня самой доходной сферой деятельности мафистов является наркобизнес. Доходы мафии от незаконного сбыта наркотиков составляют более 300 млрд долларов в год. Растущая финансовая мощь наркомафии становит­ся проблемой номер один в мире. В ряде стран Западной Европы для блоки­рования этого криминального бизнеса пошли по пути легализации употреб­ления слабодействующих наркотических веществ, что в определенной мере ограничило рынки сбыта и доходы наркомафии. В США этот путь пока счи­тают неприемлемым, и правоохранительные органы пытаются пресечь по­ступление наркотиков из-за рубежа и максимально затруднить их распрост­ранение в стране.

Организованные преступные группы развивают и традиционные пре­ступные промыслы. Например, итальянская «Камора», состоящая из 5 тыс. криминальных функционеров, специализируется на вымогательстве (90% итальянских коммерсантов вынуждены платить дань камористам).* Мафия продолжает контролировать профсоюзных лидеров и диктовать им свои ус­ловия (непокорных уничтожают). Еще в 1959 году в США был принят закон «О борьбе с рэкетом в профсоюзах», однако избавить рабочее движение от мафистского соруководства так и не удалось.

* См.: Борьба с организованной преступностью// Проблемы преступности в капиталисти­ческих странах. 1986. №3. С. 5.

В связи с открытием крупного рынка сбыта на территории бывшего СССР весьма перспективным преступным бизнесом стало похищение автомобилей с последующей перепродажей их за рубежом. Для пресечения этого криминаль­ного бизнеса принимается целый комплекс мер: начиная от обязывания авто­производителей маркировать почти все детали до ужесточения карательной практики по данной категории уголовных дел. Аналогичным образом развива­ется нелегальное копирование и «пиратская» продажа видеофильмов. Чтобы прикрыть этот источник преступного обогащения, необходимы межгосударст­венные соглашения о защите авторских прав, которых пока не всем государст­вам удалось достичь, на этом и паразитирует мафия. В связи с развитием ком­пьютерных технологий очень перспективным направлением преступного обогащения стали компьютерные преступления, ущерб от которых исчисляет­ся многими миллиардами долларов.* По рекомендации ФБР солидные фирмы стали создавать отделы обеспечения безопасности компьютерных сетей.** До­статочно доходной сферой деятельности организованных преступных групп стал сырьевой бизнес, захоронение радиоактивных и иных экологически вред­ных отходов производства - в этом направлении развал СССР создал органи­зованной преступности самые радужные перспективы.***

* См.: Parker D. Fighting computer crime. N.Y., 1983.

** См.: LIddon К. Computer Crime // Security Worid. 1985. Ne 10. P. 36.

*** См.: Block A., Scarpltti F. Poisoning for profit: The Mafia and Toxic waste in America. N.Y., 1985.

Продолжает приносить доходы контроль проституции. Развал социалисти­ческой системы открыл новые источники «живого товара» для публичных до­мов тюремного типа в развитых капиталистических странах.* В связи с легали­зацией извращенных форм сексуальной практики особую популярность приобрела детская проституция и производство порнографических изданий с демонстрацией детского секса. В США в проституцию вовлечено 600 тыс. де­тей, половину из которых составляют мальчики. В результате деятельности ин­дустрии детской порнографии в США ежегодно погибает 2500 детей.** Детская порнография приносит криминальным дельцам США ежегодный доход в 2 млрд долларов, она становится одним из основных промыслов организован­ной преступности. Для пресечения этой деятельности в США были приняты законы, криминализовавшие использование ребенка в производстве порно­фильмов и другой порнографической продукции, запрещающие под угрозой уголовного наказания направление детей за границу для проституции и иной формы сексуальной эксплуатации, а также продажу и распространение непри­стойных материалов, изображавших детей, занимающихся сексуальной дея­тельностью.*** В то же время остановить этот страшный бизнес не удается. Одна из причин заключается в большом числе бездомных детей: в США их насчиты­вается 300 тыс. На черном рынке процветает торговля детьми.****

* См.: Торговля людьми // Борьба с преступностью за рубежом. 1993. № 9. С. 8-9.

** См.: Аддег S. Future of Crime // Futurist. 1985. April. P. 17.

*** См.: Blase G. Object of Crime - Children // Police Chief. 1979. Me 4. P. 34.

**** См.: Neier A. Crime and Panishment. N.Y., 1976

Торговля оружием приносит солидные криминальные дивиденды, как и хи­щение, контрабанда, продажа антикварных изделий и произведений искусства. Ежедневно в мире крадут от 450 до 500 произведений искусства и лишь 8-10% пропавших картин возвращается владельцам полицией - таков средний уровень раскрываемое™ этих преступлений в мире.* Прозрачность российских границ сулит серьезные перспективы этому виду преступного бизнеса: в Герма­нии, Австрии, Италии и Франции существует не менее 40 контрабандных орга­низаций, специализирующихся на искусстве и древностях России, где десятиле­тиями не проводятся инвентаризации в музеях (в том числе и в Эрмитаже), где, лишь 15% единиц хранения прошли научную обработку и соответствующим об­разом учтены. Стоит ли удивляться тому, что в США, Италии, Израиле, Фран­ции, Англии предметами российской культуры торгуют более 100 магазинов, но лидером в этой сфере оказалась Германия - здесь 6 тыс. таких магазинов.

Переход в России к массовому использованию долларов вдохнул новую жизнь в преступный промысел, связанный с подделкой денег. Правительст­во США принимает достаточно дорогостоящие меры для защиты основной валюты мира от подделки, тем не менее все больше и больше фальшивых дол­ларов выбрасывается в обращение. Причем трудности подделки хорошо за­щищенных купюр не ставят преступников в тупик: уже отмечены многочис­ленные факты подделки (фальсификации) золотых слитков, используемых как платежное средство в межгосударственных сделках. В этом виде промыс­ла криминальные дельцы воспользовались примером Юлия Цезаря, который в первое свое консульство похитил из капитолийского храма три тысячи фунтов золота, положив вместо него столько же позолоченной меди.**

* См.: Преступность - угроза России. М., 1993. С. 87.

**См.: Светоний Г.Т. Жизнь Двенадцати Цезарей. М;, 1990. С. 25-26.

Стабильными видами заработка для низшей мафии остаются терроризм (в том числе наемные убийства), похищения людей, нападение на автомоби­ли с ценными грузами, контроль за погребальным бизнесом, морское и реч­ное пиратство, хищения на железных дорогах и в портах, организованные формы мошенничества, содействие нелегальному въезду в развитые страны. Последний вид бизнеса нередко трансформируется в торговлю живым това­ром. Представителей беднейших слоев государств Азии, Латинской Америки, бывшего СССР вербуют мафистские диллеры, рисуя самые радужные пер­спективы зарубежного образа жизни. Реальность может оказаться совсем не радужной: насильственное ограничение свободы, каторжный труд с полутю­ремными бытовыми условиями. «Сейчас нелегальное рабство распространя­ется именно в США весьма стремительно, хотя термина «рабство» идеологи этого общества избегают. Бизнес на торговле «живым товаром» становится таким же обычным, как любой вид бизнеса. Дешевая и бесправная рабочая сила нужна капитализму».*

* Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988. С. 74. 5

15. Не все виды преступного .промысла удается надежно заблокировать, но на поддержку поиска экономичных и эффективных мер подрыва эконо­мической мощи организованной преступности в развитых капиталистичес­ких государствах выделяются огромные средства, что дает основание наде­яться на успех.

Для затруднения хранения, перевозки и использования денежных средств в большинстве капиталистических стран были созданы системы тотального финансового контроля, включающие следующие элементы: контроль финансовых средств, поступающих в банки (в соответствии с нормативными актами банкиры обязаны затребовать декларацию об источ­никах доходов при открытии счета или принятии денег на счет. Обо всех по­дозрительных вкладах они должны сообщать в полицию. В свою очередь, спецслужбы могут наложить арест на эти подозрительные вклады). В 1982 го­ду в США был создан специальный информационный центр, главной зада­чей которого является отслеживание банковских финансовых операций и сбор информации о расходах граждан, не соответствующих их доходам.*

* См.: Создание в США центра по выявлению прибылей от незаконной торговли наркоти­ками//Проблемы преступности в капиталистических странах. 1982. №7. С. 27.

- ограничение тайны вкладов и вообще тайны финансовых операций част­ных фирм и тайны их коммерческой деятельности (в законодательном поряд­ке правоохранительные органы получили допуск ко всем секретным сведени­ям банковской системы, налоговые инспекторы могут тщательно проверять деятельность всех фирм и предприятий, отслеживать передвижение денег со счета на счет). Даже вклады в швейцарских банках перестали быть тайной за семью печатями - в соответствии с международными соглашениями швейцар­ские банкиры стали предоставлять спецслужбам сведения о вкладчиках, если запрос связан с уголовным преследованием представителей организованной преступности. В 1990 г. Совет Европы принял конвенцию, позволяющую осуществлять конфискационные меры против криминальных структур: банков­ская тайна перестала быть препятствием для совместных действий полиции и таможенных служб стран, подписавших конвенцию;

- ограничение (сведение к минимуму) оборота наличных денег, основ­ной формой оплаты становится безналичный расчет, что значительно снижа­ет возможности использования так называемых «грязных» денег. Законы о борьбе с организованной преступностью предоставили правоохранительным органам право изымать значительные денежные суммы лишь на основании подозрения в том, что их источник - преступная деятельность. Владелец этих денег может потребовать через суд их возврата, но бремя доказывания того, что изъятые деньги - чистые, возлагается на их владельца. Как показывает практика, абсолютное большинство лиц, у которых изымаются значительные суммы наличности, с жалобами в суд не обращаются. В 1996 году в ходе меж­дународного совещания по вопросам борьбы с организованной преступнос­тью лидеры латиноамериканских государств обратились к президенту США с предложением объявить преступлением наличие у собственника средств, по­явление которых не может быть разумно объяснено исходя из его законных доходов (аналогичные деяния криминализованы во многих государствах Ла­тинской Америки). Однако законодатели США пока не решились на столь радикальный шаг.* Одной из причин этого, вероятно, является то, что приня­тый в 1986 году закон «Об отмывании денег» позволяет осуществлять финан­совый контроль достаточно эффективно.

* См.: Надеин В. Латинская Америка объявляет войну чиновникам-взяточникам // Извес­тия. 1996. 9 апреля.

Определенный интерес представляет мексиканский опыт борьбы с отмы­ванием грязных денег. Термин «отмывание денег» возник в США, где наибо­лее распространенным способом легализации преступных доходов было вло­жение денег в сеть прачечных. Ужесточение контроля за движением финансовых средств в Соединенных Штатах подтолкнуло криминальных дельцов обратить свой взор на соседнюю Мексику. Мексиканские законода­тели оперативно отреагировали на эту мафистскую инициативу. В мексикан­ском уголовном кодексе появилась ст. 115, предусматривающая уголовную ответственность банковских служащих (вплоть до тюремного заключения), если те своевременно не проинформируют полицию о подозрительных фи­нансовых операциях. Национальная банковская комиссия Мексики разрабо­тала для ассоциации мексиканских банков «Руководство по противодейст­вию отмыванию денег». Рекомендации описывают 46 признаков «отмывания денег», при выявлении которых банкиры должны немедленно оповестить по­лицию. К числу таких признаков относятся:

- использование в корпоративных счетах депозита и снятие сумм налич­ными, а не посредством чека или аккредитива;

- редкое использование чеков при оплате покупок;

- появление информации о совершении клиентом сделок (покупок, най­ма и т.п.) при том, что тот не снимал денег со счета (свидетельство побочно­го источника дохода);

- вложение и снятие со счета значительных денежных сумм, не связанное с легальной деятельностью клиента;

- многократное вложение на счета со значительными суммами наличных денег в мелких купюрах и по частям;

- проведение финансовых операций без видимой необходимости с кли­ентами из стран, которые рассматриваются удобными для отмывания денег (к числу таких стран, как это ни печально признавать, отнесена постперестроечная Россия);

- частые переводы значительных сумм из организаций и фондов типа «офшор», перевод денег в другие страны на большое количество мелких сче­тов, принадлежащих одному клиенту, переводы из-за рубежа одинаковых сумм на один счет, проведение крупных трансфертов со странами, вовлечен­ными в наркобизнес (наряду с Гонконгом, Бирмой и Колумбией, здесь фигу­рируют Таджикистан, Киргизия, Украина, где чернобыльская зона преврати­лась в крупнейшую в мире наркотиковую плантацию);

- получение переводов и их немедленное превращение в ценные бумаги на третьих лиц;

- проживание клиента вне региона, обслуживаемого данным банковским учреждением;

- использование при гарантировании кредитов преимущественно цен­ных бумаг;

- частое использование автоматических банковских касс, неоднократное осуществление вкладов старыми и поврежденными купюрами.

Если клиент уклоняется от предоставления банку требуемой информации или дает общие и неясные ответы на запросы, об этом сразу же ставится в из­вестность полиция, так же как и в случае появления видимой сложности в по­лучении от клиента информации и документов по проводимым операциям, стремления клиента не полностью изложить содержание проведенной финан­совой операции или попытки склонения банковского работника не требовать предоставления необходимых документов финансовой отчетности.*

* См.: Борьба с «отмыванием» денег в мексиканской банковской системе // Борьба с пре­ступностью за рубежом. 1994. С. 9.

16. Значительные финансовые возможности лидеров организованной преступности потребовали адекватного финансирования и сил, им противо­стоящих. Сопоставительный анализ принципов финансирования преступной и правоохранительной деятельности показал, что одной из причин неудач правоохранительных органов на начальных этапах борьбы с организованной преступностью было разительное несоответствие финансовых возможностей противостоящих сторон. На обеспечение защиты и противостояние государ­ству мафиозные структуры вкладывают оптимальное количество материаль­ных средств. Принцип материального обеспечения в этой среде - некоторое превышение нормы, чтобы успех был гарантированным. Принцип матери­ального обеспечения государственных структур, ведущих борьбу с преступ­ностью, был другим: всегда ниже нормы (подчас отклонение от оптимального было настолько велико, что оно исключало какие-либо положительные ре­зультаты). Например, сенатская комиссия США по изучению деятельности организованной преступности установила, что на подкуп правоохранитель­ной системы преступная конфедерация выделяла 9 млрд долларов в год (по­лиции доставалась половина этой суммы),* в то время как государство на со­держание правоохранительных органов ассигновало около 3 млрд долларов в год.** Соответственно: кто платит - тот и заказывает музыку. Когда борьбу с организованной преступностью возглавили президенты, принципы финан­сирования системы государственного воздействия на преступность измени­лись, и это резко повысило ее эффективность.

* См.: Геворгян В.М. Организованная преступность в США. М., 1980. С. 126.

** См.: Борьба с мафией в США и Италии // Проблемы преступности в капиталистических странах. 1983. №5. С. 31.

17. Объединение криминальных структур в своеобразную конфедерацию ор­ганизованной преступности в рамках страны потребовало создания соответству­ющей стратегии разрушения этой преступной сети как единого объекта. На пер­вых этапах борьбы с мафией эта криминальная кооперация существенно затрудняла деятельность правоохранительных органов, которые привыкли взаи­модействовать с отдельными преступниками и не вдруг приходили к понима­нию, что теперь объектом их воздействия должна стать организованная преступ­ность в масштабе всего государства как целостный феномен. Борьба с криминальным спрутом значительно усложнилась, когда тому стало тесно в рам­ках государственных границ. Образование транснациональной мафии создало ряд серьезных проблем. Межгосударственные связи преступных синдикатов от­крыли новые области криминальной деятельности, новые источники доходов, новые способы преступной кооперации и взаимопомощи. Соответственно уве­личилась степень защищенности и финансовая мощь мировой конфедерации организованной преступности. Поданным Роя Гадсона, ученого из Вашингтон­ского национального центра стратегической информации, мафиозные группы постепенно завладевают политическим контролем над целыми государствами. Общий годовой доход транснациональных структур организованной преступно­сти достигает одного триллиона долларов, т.е. почти равен федеральному бюд­жету США.* Борьба с преступностью в международном масштабе потребовала разрешения непростых политических и дипломатических противоречий. Чело­вечество не нашло пока способа гармонизировать межгосударственные отноше­ния - лидеры организованной преступности сумели воспользоваться этим как дополнительным источником прибыли и безопасности. Например, договор о взаимопомощи в борьбе с организованной преступность между США и Колум­бией был дезавуирован в результате того, что Конгресс США по политическим мотивам запретил поставку обещанных по договору радиолокационных средств, без которых уничтожение авиации наркомафии оказалось практически невоз­можным. Аналогичным образом взаимодействие США и Пакистана по борьбе с мафией было прервано из-за начала разработок последним ядерного оружия. Тем не менее, несмотря на значительные трудности, определенные шаги в обла­сти международного сотрудничества в борьбе с мафией уже сделаны.

* См.: Новая «глобальная мафия» // За рубежом. 1994. № 2.

Пересечение границ государства с давних времен считался надежным спо­собом уклонения от ответственности за преступления, соответственно и поли­цейские службы разных государств достаточно давно начали испытывать по­требность в объединении усилий. В 1914 году полицейские 14 стран собрались в княжестве Монако, намереваясь создать международный справочный центр уголовных преступников. Осуществлению этой идеи помешала Первая миро­вая война. В 1924 году в Вене была основана Международная комиссия кри­минальной полиции, которую уничтожили фашисты в 1938 году после аннек­сии Австрии. В 1945 году во Франции эта комиссия была возрождена, но называлась она уже иначе - «Интерпол». Именно в рамках «Интерпола» - не­правительственной структуры, объединившей представителей полицейских сил более ста стран мира, первоначально осуществлялось международное со­трудничество в борьбе с преступностью. Эта организация не подчиняется ка­кому-либо государству или правительству. Она сотрудничает со спецслужба­ми разных стран на договорной основе (каждая страна, входящая в это сообщество, делает свой взнос в швейцарских франках в ее фонд). Основная форма сотрудничества - обмен информацией. В странах-участницах созданы национальные бюро «Интерпола», во Франции находится его центральный орган - Генеральный секретариат. В рамках генерального секретариата суще­ствует управление полиции, одно из подразделений которого - отдел по борь­бе с распространением наркотиков. Возможно, из-за наличия полицейского управления иногда эту организацию называют международной полицией, что неточно, это скорее объединенный центр, хранящий и распространяющий информацию. Эту информацию добывают различными способами, в том чис­ле и оперативными. Именно эту миссию выполняют оперативные подразде­ления, которые не подменяют национальную полицию, а лишь содействуют ей, предоставляя информацию о преступлениях.

«Интерпол» обладает огромной базой данных о преступлениях и преступ­никах, содействует их розыску, задержанию и выдаче заинтересованным го­сударствам. Здесь создана одна из мощнейших в мире лабораторий по иссле­дованию фальшивых денег, в коллекции которой имеются образцы подлинных и фальшивых денежных знаков всех стран мира. Как записано в уставе, главная задача «Интерпола» - объединять межгосударственные уси­лия в борьбе с уголовными преступлениями. Сотрудники «Интерпола» разра­батывают межнациональную стратегию борьбы с преступностью, дают соот­ветствующие рекомендации отдельным правительствам, координируют расследования, проводимые в разных странах в отношении одних и тех же лиц.* Однако изменение криминальной ситуации в мире требует новых форм сотрудничества.

* См.: Garriso N. О. The Secret World of INTERPOL. Glasgow, 1977.

Приобретение организованной преступностью транснационального ха­рактера поставило перед человечеством очень много непростых проблем. В то же время этот криминальный процесс дал людям еще один шанс (возможно, последний) серьезно задуматься о насущной необходимости изменения стиля взаимоотношений (как международных, так и межличностных). Зло и добро все более поляризуются, причем на фоне консолидации первого все драма­тичнее становятся последствия противоречий между теми, кто претендует на то, чтобы быть поборником добра. Человечеству уже не нужно ждать нашест­вия марсиан, чтобы объединить усилия в совместной борьбе. На Земле по­явился противник, который равно угрожает всем странам мира. Чем больше изнуряются страны в межгосударственной борьбе, тем сильнее становится об­щий противник. «Выиграв» противостояние с СССР, западные страны в каче­стве «бесплатного приложения» получили всплеск мафиозной активности. Многие в этих странах, к сожалению, еще не поняли, что единственным, кто остался в выигрыше в данной ситуации, был международный мафиозный монстр. Криминальные реалии настоятельно диктуют необходимость измене­ния полюсов противостояния, ориентиров развития.

Организованная преступность (как и преступность вообще) бессмертна до тех пор, пока не изменятся нравственные и ценностные ориентиры чело­вечества.