logo search
progr_21

9.2. Цели и задачи реформирования государственной северной политики

Реформирование форм и методов государственной северной политики должно исходить из того, что Север является органической частью общего экономического пространства России, на котором должны действовать общие экономические условия и «правила игры». Конкурентоспособность северной экономики должна обеспечиваться не особыми мерами государственной поддержки, а реальными природными богатствами северных территорий и эффективностью их экономического освоения.

На смену особой «северной» политике должна прийти нормальная региональная политика, учитывающая в той мере, в какой это необходимо, специфику отдельных регионов. Данный процесс активно протекает в настоящее время. Наиболее важными с точки зрения региональной политики являются следующие инструменты:

механизмы распределения трансфертов;

учет стоимости жизни при оплате труда работников бюджетной сферы и социальных выплатах;

методы работы с депрессивными регионами (включая особые механизмы исполнения бюджета финансово несостоятельных регионов).

Но их совершенствование должно рассматриваться не в рамках северной политики и не применительно только к регионам Севера, а в рамках общего реформирования соответствующих направлений экономической политики для страны в целом.

Реформирование государственной северной политики на указанных принципах предполагает поэтапную отмену основных форм поддержки северных территорий при учете региональных «северных» особенностей в реформе межбюджетных отношений, трудовых отношений, бюджетной сферы и т.п. Одновременно приоритеты геополитики, военной политики, национальной политики могут предполагать поддержание жизнеобеспечения отдельных населенных пунктов, военных и других объектов на Крайнем Севере (в первую очередь в арктической зоне), существование которых требует значительных затрат и не может быть оправдано с чисто экономической точки зрения. Целесообразно установить для данных объектов особый режим функционирования, финансирования и снабжения. Этот режим должен предусматривать:

прямое целевое финансирование из федерального бюджета;

централизованное регулирование оплаты труда;

централизованное снабжение, включая организацию северного завоза.

Ежегодно необходимо принимать пообъектный перечень подобных объектов федерального финансирования и включать их финансирование отдельной строкой в федеральный бюджет.

Реформирование государственной северной политики должно предусматривать:

определение этапности реорганизации и отмены особых северных льгот и компенсаций;

оказание методической помощи государства в реорганизации рынка труда, обеспечении новых подходов к расселению и другим направлениям реструктурирования;

поэтапная отмена специфически северных льгот и компенсаций, которая сопровождается усилением роли региональных факторов в других направлениях реформирования государственной политики;

формирование особого режима функционирования, финансирования и снабжения для отдельных объектов в арктической зоне.