logo search
Криминология_Иншаков С

§2. Меры воздействия на преступность

Исторический анализ показывает, что за тысячелетия человеческой прак­тики выкристаллизовались следующие глобальные методы воздействия на преступность:

- воспитание;

- обеспечение удовлетворенности людей;

- социальный контроль;

- изоляция лиц, представляющих общественную опасность;

- защита и самозащита объекта (предмета) преступного посягательства (воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате наруше­ния правил безопасности).

Как видим, методов не так уж много - велико число форм и способов их реализации. В умении оптимально сочетать эти методы, использовать раз­личные способы их реализации заключается искусство политика. Суть опти­мальной стратегии - в своевременном изменении акцентов при использова­нии всей гаммы методов: интенсифицируя одни виды воздействия и ослабляя другие в зависимости от параметров изменяемого объекта.

Под воспитанием имеется в виду процесс управляемой социализации (про­цесс передачи социального опыта и организации личного опыта). Социальны­ми инструментами воспитания выступают семья, школа, община, религия, иде­ология, культура, право (установление и реализация ответственности), средства массовой информации, исправительные структуры для правонарушителей и центры коррекции для лиц, имеющих психофизиологические аномалии.

Обеспечение удовлетворенности граждан достигается, с одной стороны, формированием низких стандартов материального потребления и стереоти­пов высокой духовности, с другой - повышением уровня удовлетворения ма­териальных и духовных потребностей. Мировая история показывает, что на­ибольшую неудовлетворенность людей вызывает социальное неравенство и несправедливость, поэтому уже в древности справедливое государственное устройство и сглаживание социальных противоречий стало рассматриваться как один из основных способов обеспечения удовлетворенности населения. Практика социального реформаторства и социальных революций выступает инструментом решения этой проблемы (если реформы шли слишком медлен­но либо в неверном направлении, это обычно сначала вызывало рост пре­ступности, а затем - социальный взрыв).

Социальный контроль, будучи одной из форм воспитания, одновременно выступает методом пресечения антисоциального поведения и отправным пунктом привлечения правонарушителей к ответственности. Социальный контроль осуществляется самыми разными субъектами: семьей, воспитатель­ными учреждениями, общиной, правоохранительными органами и т.д.

Изоляция лиц, признанных общественно опасными в связи совершением тем преступления (и даже их физическое устранение), выполняет одновре­менно функции угрозы и лишения возможности причинять вред обществу. Будучи наиболее критикуемым, этот метод стал неотъемлемым атрибутом практики воздействия на преступность любой социальной системы. Отмечая значительное несовершенство, нельзя не признать его социальной значимо­сти. По мнению американского криминолога А. Найера, главная ценность тюремного заключения состоит в том, что оно позволяет изолировать лицо от общества в момент его наибольшей возрастной криминальной активности. С возрастом тяга к преступлениям ослабевает. По его данным, 84% аресто­ванных за тяжкие преступления - это люди в возрасте до 29 лет, 89, 1% - до 34 лет, 92% - до 39 лет. Поэтому, если человек «пересидит» опасный возраст в тюрьме, вероятность дальнейшей преступной деятельности с его стороны уменьшается. Заключенные исправляются потому, что становятся старше.* Примерно на основе таких же рассуждений социологи Вильсон и Боланд пришли к выводу о том, что увеличение количества арестов за преступления на 10% может повлечь снижение общего количества преступлений на 5%.** При этом все больше и больше сторонников завоевывает теория стигмы, в со­ответствии с которой не следует злоупотреблять краткосрочными лишения­ми свободы: отрицательные последствия такой меры могут превзойти ее по­ложительный эффект. Сегодня все более популярной становится концепция английского криминалиста XIX века Грифитса: «Необходимо разделить пре­ступников на две большие категории: тех, которые никогда не должны бы были входить в тюрьму, и тех, которые никогда не должны бы были выходить из нее».***

* См.: Neier A. Crime and Panishment. N.Y., 1976.

** См.: Влияние факта присутствия полицейских на улице на уровень преступности // Про­блемы преступности в капиталистических странах. 1986. № 2. С. 29.

*** Actes du Congres antropologie criminal de Geneve. Paris, 1897.P. 343.

Практика самозащиты наиболее ярко иллюстрирует путь развития по спирали. Мы можем констатировать, что человечество сделало первый виток в развитии процесса воздействия на преступность: он начинался с самозащи­ты, основанной на инстинкте самосохранения. Самозащита (уже на качест­венно новом уровне) сегодня вновь приобрела особую актуальность. Не­сколько десятилетий назад появилась новая область знаний, обслуживающая этот метод, - виктимология. Учение о потенциальной жертве преступления стало основой для выработки рекомендаций по такой оптимизации поведе­ния, при которой вероятность стать жертвой преступления значительно сни­жается.

Воспрепятствование наступлению тяжких последствий в результате нару­шения правил безопасности - одно из наиболее перспективных направлений предупреждения неосторожных преступлений. Главной составляющей этого направления является совершенствование технических средств, оказываю­щихся источником повышенной опасности.

В целях оптимизации воздействии на элементы криминально-кримино­генного феномена (частные объекты) необходимо осуществить рациональ­ный выбор:

- методов воздействия и форм их реализации;

- оптимальной комбинации способов одновременного воздействия и за­мены одних мер другими в процессе длительного воздействия. Меры воздействия можно разделить на несколько групп:

- меры, принятие которых могло бы избавить общество от преступности;

- меры, которые позволяют значительно ограничить криминальный фе­номен на основе оптимального использования доступных социуму возмож­ностей;

- нерациональные меры.

Нерациональными следует считать меры, затраты на которые превышают их эффект, а также меры, не ориентированные на рациональное использова­ние антикриминальных потенций социума.

Меры, принятие которых могло бы избавить общество от преступности, -теоретическая проблема. Избавление от криминального феномена - давняя мечта человечества, социальный идеал. Достижение его многими ставится под сомнение. В то же время периодически появляются идеи, обосновываю­щие реальность претворения в жизнь данного социального идеала. Одним из первых был китайский государственный деятель Гунсунь Ян, предложивший сверхжесткие меры наведения порядка: массовые репрессии и устрашение населения.* В Древнем Китае уничтожение селений и даже городов как спо­соб наказания преступников и предотвращения преступных проявлений бы­ло вполне приемлемой мерой. В определенной мере этот опыт был воспроиз­веден Пол Потом в Кампучии. Уничтожить значительную часть населения, чтобы запугать тех, кого пощадили, - таким представляется оптимальный путь наведения порядка в государстве лицам, склонным к тоталитаризму.

* Книга правителя области Шан. М., 1993.

Сущностный порок тотальной практики сверхжестких мер воздействия на преступность, всеобщего устрашения, государственного террора (имеющего тенденцию приобретать хроническую форму) заключается в том, что такая практика не уменьшает общей суммы общественной опасности в социуме. Поэтому относить практику сверхжестких мер к реализации социального идеала вряд ли обоснованно.

Политический порок практики тоталитаризма заключается в том, что он приостанавливает развитие страны. Поэтому тирания не бывает устойчивой. Еще Аристотель подметил, что тирания редко выдерживает несколько поколе­ний правителей. Если тиран может позволить себе паразитировать на плодах предшествующего свободного развития общества, то его преемники, как правило, вынуждены менять политический курс в сторону либерализации. В про­тивном случае оборонный потенциал страны катастрофически уменьшается, что делает проблематичным независимость государственного правления.

Вряд ли можно признать оптимальным и диаметрально противополож­ный вариант. Либерализация общественных отношений может дать мощный импульс развитию страны. Однако «излишки» свободы имеют тенденцию быстро трансформироваться в анархию и власть криминалитета. Принцип оптимального баланса власти и свободы сформулировал в VI веке до н.э. вы­дающийся государственный деятель Древней Греции Солон: «Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался: чести его не лишил, но и не дал лишних прав».* Императив Солона отрицает как абсолютизацию жестких и сверхжестких мер, так и вседозволенность (фактическое безвластие).

* Солон //Таранов П.С. 120 философов. Симферополь, 1996. Т. 1. С. 32.

На иной основе пытались сконструировать общество без преступности идеологи справедливой государственности. Среди них были и утописты, и философы-идеалисты, и революционные радикалы, и представители ради­кального гуманизма. Основой всех этих идей является концепция доминиру­ющей роли социальной системы. Практика социального реформаторства как оптимального способа воздействия на преступность была развита еще в древ­нем мире. Кампанелла и Мор также мыслили в рамках социологической па­радигмы, интуитивно сконструированной в собственном сознании. Одним из основоположников научной теории социальной системы был бельгийский ученый А. Кегле.*

* Кегле А. Социальная система и законы, ею управляющие. СПб., 1866.

В зависимости от степени радикализма меры можно классифицировать на:

- связанные с изменением социальной системы и основ культуры обще­ства (революционным или реформаторским);

- меры, не затрагивающие фундаментальных основ общественной жизни;

- меры, имитирующие воздействие на преступность (их основная цель — не разрушение преступности, а обеспечение пропагандистского эффекта и снятия социальной напряженности).

Все меры воздействия на криминально-криминогенный феномен по сте­пени глобальности делятся на две группы:

- оперативные (направленные на поддержание социальной стабильности и обеспечение удержания преступности на социально терпимом уровне);

- стратегические (направленные на изменение фундаментальных основ социального бытия и культуры в целях уменьшения общего уровня общест­венной опасности).

Оперативные меры ориентированы на следующие частные объекты:

- криминальная деятельность;

- некоторые составляющие криминальной готовности (интеллектуаль­ную, организационную, материальную, психологическую);

- субъективные и организационные факторы устойчивости готовности к преступлению;

- субъективная несправедливость.

Оперативные меры направлены на устранение криминальной симптома­тики. Пороки социальных основ бытия, продолжающие генерировать крими­нальную готовность (главным образом, нравственную ее составляющую) и обусловливающие трансформацию готовности в преступную деятельность, находятся вне пределов досягаемости этих мер.

Оперативные меры ориентированы на ограничение криминального фе­номена. Реальной целью, достижение которой возможно посредством опера­тивных мер, является сдерживание криминала - уменьшение темпов роста преступности. Для обеспечения благоприятной динамики преступности (из­меряемой в таких объективных показателях, как суммарный уровень общест­венной опасности в социуме) необходимо формирование и развитие системы стратегических мер. Оперативные меры - инструмент контроля преступнос­ти (в классическом понимании этой доктрины).

Стратегические меры направлены на совершенствование общественных отношений и социальной культуры. Их задача - уменьшение криминогенно­го потенциала общества.

Оптимальная система мер воздействия на преступность состоит из двух уровней: оперативного и стратегического. Отсутствие стратегического уров­ня делает систему реагирующей. Преступность в такой системе первична, ее развитие опережает воздействие. Отсутствие оперативного уровня не позво­лит реализоваться системе стратегических мер, носящих долгосрочный ха­рактер, эффект которых может проявляться через годы. Без оперативного обеспечения не может быть проведена в жизнь никакая стратегия.

Органичным объектом воздействия оперативных мер является крими­нальная деятельность, на иные объекты оперативные меры могут воздейство­вать лишь в ограниченной мере.

Виды антикриминальных стратегий:

1) без изменения социальной системы - максимальное использование антикриминального потенциала существующей социальной системы (если ан­тикриминальный потенциал системы больше криминального, это имеет смысл; если криминальный потенциал превышает антикриминальный, то та­кая стратегия бесперспективна);

2) с частичным изменением социальной системы без затрагивания основ строя (вариант развитых стран Запада);

3) с частичными изменениями, затрагивающими экономические, но не политические основы (китайский вариант);

4) изменения, затрагивающие экономические, идеологические и полити­ческие основы строя:

а) реформаторские (постепенные, эволюционные);

б) революционные.