logo search
административные избирательные технологии

Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии

Несмотря на то, что администрация могла бы обойтись и без избирательных комиссий, она вынуждена хотя бы формально соблюдать требования закона и делать вид, что выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Поэтому избирательные комиссии играют важную роль в реализации административных избирательных технологий. Во-первых, они должны принимать решения, связанные с организацией и проведением выборов. Во-вторых, они должны выражать свое компетентное мнение по жалобам на нарушения избирательного законодательства.

Существует несколько способов воздействия на избирательные комиссии. Важнейшим из них является контроль за составом комиссий. При этом для комиссий среднего и нижнего звена важно обеспечить контроль за руководителями комиссий и лояльность большинства остальных членов. О способах обеспечения лояльности мы писали выше в разделе «Приручение избирательных комиссий». Еще раз заметим, что закон (после поправок 2005 года) позволяет вводить в состав комиссий до половины государственных и муниципальных служащих. Очень часто секретарем комиссии среднего звена становится именно муниципальный служащий. Объясняется же это тем, что на секретаря комиссии возлагаются обязанности по делопроизводству, которые, совершенно естественно доверить именно сотруднику администрации. С другой стороны, в комиссиях среднего звена секретарь зачастую играет более важную роль, чем председатель, и фактически является руководителем комиссии.

Взаимоотношения реального руководителя комиссии среднего звена (им может быть председатель комиссии, секретарь, или, в редких случаях – заместитель председателя) с администрацией может быть различным. Опишем основные типы таких взаимоотношений.

1. Руководитель комиссии одновременно является одним из руководителей местной администрации (например, заворготделом или управляющим делами, или заместителем главы администрации). Другие члены комиссии, кто по службе, кто по дружбе, кто по меркантильным соображениям связаны с этим руководителем комиссии и ориентируются на него. В такой ситуации комиссия легко использует ресурсы администрации и фактически является ее подразделением.

2. Руководитель комиссии является освобожденным, «штатным» сотрудником комиссии. Это тот случай, когда администрация выделила «из себя» специального человека, ответственного за выборы. В этом случае председатель комиссии является чиновником, занимает государственную (в случае территориальной комиссии) или муниципальную (в случае комиссии муниципального образования) должность, лично заинтересован в сохранении своего места, так же как и в сохранении администрации, от которой он произошел. Но при этом он имеет некоторую степень независимости и, почувствовав слабость администрации, может перестать ей подчиняться. У такого руководителя много времени и сил не только для непосредственного проведения выборов, но и для их подготовки в период между избирательными кампаниями.

3. Руководитель комиссии является непосредственным или опосредованным подчиненным главы администрации. Это очень тяжелый для руководителя вариант, поскольку глава администрации в этом случае будет оказывать непосредственное давление на него48. Перед руководителем комиссии в этом случае стоит жесткая альтернатива: честно выполнить закон или быть уволенным.

4. Руководитель комиссии формально никак не зависит от администрации, но легко поддается ее влиянию; он конформист по натуре, считает, что начальству виднее, с удовольствием принимает от администрации «заслуженные» награды – премии, гаражи, почетные звания. Такой руководитель принимает любые решения на основании «добрых советов» более «опытных» товарищей из администрации.

5. Руководитель комиссии является реальным лидером и более-менее независимым от администрации человеком, устраивающим администрацию по профессиональным критериям. Он честен, но при этом не вмешивается ни в какие интриги внутри администрации и комиссии. Такой руководитель нейтрализуется с помощью секретаря или заместителя председателя, а также с помощью большинства членов комиссии, более тесно связанных с администрацией.

6. Руководитель комиссии имеет «крышу» в администрации более высокого уровня. В зависимости от интересов администрации высшего уровня на данных выборах, такой руководитель комиссии может оказаться независимым от местной администрации и даже может оказаться беспристрастным по отношению к результатам выборов. Но, естественно, он не будет беспристрастным по отношению к выборам, в которых заинтересована «его» администрация.

7. Возможно, бывают случаи, когда большинство членов комиссии, включая руководителей, никак не зависят от администрации и хотят организовать честные выборы. Такое может быть, если администрация пустила формирование комиссии «на самотек» (так бывало в начале и середине 90-х). В этом случае администрация будет всячески показывать комиссии, насколько последняя бессильна без ее помощи. Комиссия вынуждена будет пользоваться ксероксом и компьютерами администрации, «выпрашивать» у нее транспорт и т.п. Постепенно из этой комиссии будут выдавливаться независимые члены, начиная с председателя.

Что касается других членов комиссии среднего звена, то при формировании комиссии администрация позаботится о том, чтобы они были либо достаточно безынициативны, либо имели личные связи с администрацией. В результате обеспечивается воздействие администрации на любые решения комиссий среднего звена.

Помимо принятия решений, комиссия среднего звена обязана проводить определенные мероприятия по организации выборов. Но в силу своего «общественного» характера комиссии среднего звена не имеют ресурсов для проведения таких действий. У этих комиссий нет реальных возможностей для исполнения таких полномочий как составление списков избирателей, формирование участковых избирательных комиссий, контроль за проведением агитационной кампании, распределение бюллетеней и открепительных удостоверений, организация голосования, обучение участковых комиссий, хранение избирательной документации. Остальные полномочия (прием документов от кандидатов и от участковых избирательных комиссий, финансовая деятельность, ведение документации) такая комиссия, с очевидностью, может выполнять хуже, чем сотрудники администрации, поэтому именно последним она доверяет исполнение этих полномочий. С этой целью при комиссиях создаются так называемые «рабочие группы», которые в определенной степени легализуют передачу полномочий.