Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
Несмотря на то, что администрация могла бы обойтись и без избирательных комиссий, она вынуждена хотя бы формально соблюдать требования закона и делать вид, что выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Поэтому избирательные комиссии играют важную роль в реализации административных избирательных технологий. Во-первых, они должны принимать решения, связанные с организацией и проведением выборов. Во-вторых, они должны выражать свое компетентное мнение по жалобам на нарушения избирательного законодательства.
Существует несколько способов воздействия на избирательные комиссии. Важнейшим из них является контроль за составом комиссий. При этом для комиссий среднего и нижнего звена важно обеспечить контроль за руководителями комиссий и лояльность большинства остальных членов. О способах обеспечения лояльности мы писали выше в разделе «Приручение избирательных комиссий». Еще раз заметим, что закон (после поправок 2005 года) позволяет вводить в состав комиссий до половины государственных и муниципальных служащих. Очень часто секретарем комиссии среднего звена становится именно муниципальный служащий. Объясняется же это тем, что на секретаря комиссии возлагаются обязанности по делопроизводству, которые, совершенно естественно доверить именно сотруднику администрации. С другой стороны, в комиссиях среднего звена секретарь зачастую играет более важную роль, чем председатель, и фактически является руководителем комиссии.
Взаимоотношения реального руководителя комиссии среднего звена (им может быть председатель комиссии, секретарь, или, в редких случаях – заместитель председателя) с администрацией может быть различным. Опишем основные типы таких взаимоотношений.
1. Руководитель комиссии одновременно является одним из руководителей местной администрации (например, заворготделом или управляющим делами, или заместителем главы администрации). Другие члены комиссии, кто по службе, кто по дружбе, кто по меркантильным соображениям связаны с этим руководителем комиссии и ориентируются на него. В такой ситуации комиссия легко использует ресурсы администрации и фактически является ее подразделением.
2. Руководитель комиссии является освобожденным, «штатным» сотрудником комиссии. Это тот случай, когда администрация выделила «из себя» специального человека, ответственного за выборы. В этом случае председатель комиссии является чиновником, занимает государственную (в случае территориальной комиссии) или муниципальную (в случае комиссии муниципального образования) должность, лично заинтересован в сохранении своего места, так же как и в сохранении администрации, от которой он произошел. Но при этом он имеет некоторую степень независимости и, почувствовав слабость администрации, может перестать ей подчиняться. У такого руководителя много времени и сил не только для непосредственного проведения выборов, но и для их подготовки в период между избирательными кампаниями.
3. Руководитель комиссии является непосредственным или опосредованным подчиненным главы администрации. Это очень тяжелый для руководителя вариант, поскольку глава администрации в этом случае будет оказывать непосредственное давление на него48. Перед руководителем комиссии в этом случае стоит жесткая альтернатива: честно выполнить закон или быть уволенным.
4. Руководитель комиссии формально никак не зависит от администрации, но легко поддается ее влиянию; он конформист по натуре, считает, что начальству виднее, с удовольствием принимает от администрации «заслуженные» награды – премии, гаражи, почетные звания. Такой руководитель принимает любые решения на основании «добрых советов» более «опытных» товарищей из администрации.
5. Руководитель комиссии является реальным лидером и более-менее независимым от администрации человеком, устраивающим администрацию по профессиональным критериям. Он честен, но при этом не вмешивается ни в какие интриги внутри администрации и комиссии. Такой руководитель нейтрализуется с помощью секретаря или заместителя председателя, а также с помощью большинства членов комиссии, более тесно связанных с администрацией.
6. Руководитель комиссии имеет «крышу» в администрации более высокого уровня. В зависимости от интересов администрации высшего уровня на данных выборах, такой руководитель комиссии может оказаться независимым от местной администрации и даже может оказаться беспристрастным по отношению к результатам выборов. Но, естественно, он не будет беспристрастным по отношению к выборам, в которых заинтересована «его» администрация.
7. Возможно, бывают случаи, когда большинство членов комиссии, включая руководителей, никак не зависят от администрации и хотят организовать честные выборы. Такое может быть, если администрация пустила формирование комиссии «на самотек» (так бывало в начале и середине 90-х). В этом случае администрация будет всячески показывать комиссии, насколько последняя бессильна без ее помощи. Комиссия вынуждена будет пользоваться ксероксом и компьютерами администрации, «выпрашивать» у нее транспорт и т.п. Постепенно из этой комиссии будут выдавливаться независимые члены, начиная с председателя.
Что касается других членов комиссии среднего звена, то при формировании комиссии администрация позаботится о том, чтобы они были либо достаточно безынициативны, либо имели личные связи с администрацией. В результате обеспечивается воздействие администрации на любые решения комиссий среднего звена.
Помимо принятия решений, комиссия среднего звена обязана проводить определенные мероприятия по организации выборов. Но в силу своего «общественного» характера комиссии среднего звена не имеют ресурсов для проведения таких действий. У этих комиссий нет реальных возможностей для исполнения таких полномочий как составление списков избирателей, формирование участковых избирательных комиссий, контроль за проведением агитационной кампании, распределение бюллетеней и открепительных удостоверений, организация голосования, обучение участковых комиссий, хранение избирательной документации. Остальные полномочия (прием документов от кандидатов и от участковых избирательных комиссий, финансовая деятельность, ведение документации) такая комиссия, с очевидностью, может выполнять хуже, чем сотрудники администрации, поэтому именно последним она доверяет исполнение этих полномочий. С этой целью при комиссиях создаются так называемые «рабочие группы», которые в определенной степени легализуют передачу полномочий.
- Андрей Бузин Административные избирательные технологии и борьба с ними
- Isbn 978-5-94420-029-7 © Бузин а. Ю., 2007 Краткое оглавление
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Теория и практика российских выборов 20
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты 65
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям 117
- Часть 1. Подготовка к наблюдению 232
- Часть 2. Этапы наблюдения 247
- От издателя
- От редактора
- Предисловие
- Часть 1. Теория и практика российских выборов Зачем нашему государству нужны выборы?
- Немного истории
- Избирательное законодательство и избирательная практика российское избирательное законодательство и источники избирательного права
- Адаптация избирательной практики
- Адаптация избирательного законодательства
- Организация выборов в России: теория и практика система избирательных комиссий в рф
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
- Избирательные комиссии субъектов Федерации
- Территориальные комиссии
- Избирательные комиссии муниципальных образований
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Что такое «временная избирательная комиссия»?
- Иерархия комиссий
- «Приручение» избирательных комиссий
- Администрация и выборы
- Часть 2. Административные избирательные технологии: понятие, типы, формы, инструменты Понятие и типология
- Формы административных избирательных технологий административные избирательные технологии в период между избирательными кампаниями
- Манипулирование волеизъявлением посредством сми
- «Стерилизация» избирательного бюллетеня
- Активизация деятельности администрации
- Давление на «неадминистративных» претендентов
- Помощь и создание благоприятных условий «административным» претендентам
- Обеспечение явки и принуждение к голосованию
- Прямые фальсификации итогов голосования
- Инструменты административных избирательных технологий
- Администрация и аппарат администрации
- Курируемые администрацией отрасли (жкх, предпринимательство, образование, здравоохранение, социальное обеспечение)
- Органы административного надзора
- Милиция, прокуратура, фсб
- Средства массовой информации
- Квазиобщественные объединения
- Влияние на партийную систему
- Политтехнологи
- Избирательные комиссии как инструмент административных избирательных технологий администрация и избирательные комиссии
- Роль различных типов избирательных комиссий в административных избирательных технологиях
- Комиссия, организующая выборы
- Регистрирующая комиссия
- Комиссии субъектов Федерации
- Избирательная комиссия муниципального образования
- Территориальные избирательные комиссии
- Окружные избирательные комиссии
- Участковые избирательные комиссии
- Часть 3. Противодействие административным избирательным технологиям
- Формы противодействия административным избирательным технологиям
- Участие в работе избирательных комиссий формы участия в работе избирательных комиссий
- Общие правила работы в избирательных комиссиях
- Адаптация
- Первое заседание избирательной комиссии
- Административная рабочая группа
- Подготовка к заседаниям комиссии
- Главные правила бюрократического общения
- Документы комиссии
- Ознакомление с документами и снятие копий
- Регламент комиссии
- Назначение члена с правом совещательного голоса
- Начало избирательной кампании
- Назначение выборов Сроки проведения выборов
- Выборы основные, повторные и дополнительные
- Органы, уполномоченные назначать выборы
- Сроки назначения выборов
- Нарезка избирательных округов и участков
- Период избирательной кампании
- Календарный план избирательной кампании
- Смета расходов избирательной комиссии
- Государственные и муниципальные сми
- Расценки на размещение и изготовление агитационных материалов
- Счет для избирательного залога
- Правила финансирования избирательной кампании
- Необходимое для регистрации количество подписей
- Выдвижение и регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Сроки выдвижения кандидатов
- Самовыдвижение кандидатов
- Выдвижение списков кандидатов
- Избирательный счет
- Первый финансовый отчет
- Избирательный залог
- Сбор и проверка подписей
- Регистрация кандидатов, списков кандидатов
- Организационные вопросы избирательной кампании списки и количество избирателей
- Формирование нижестоящих комиссий
- Избирательные бюллетени и открепительные удостоверения
- Сводные плакаты избирательной комиссии
- Обучение руководителей нижестоящих комиссий
- Об использовании должностного или служебного положения
- Агитационный период понятие агитации, сроки агитации
- Мониторинг сми
- Мониторинг газет
- Мониторинг телевидения и радио
- Заказ печатных площадей и эфирного времени
- Получение печатной площади и эфирного времени после восстановления регистрации
- Нарушение законодательства об интеллектуальной собственности
- Использование изображений и высказываний физических лиц
- Печатные агитационные материалы
- Выходные данные
- Представление экземпляров в избирательную комиссию
- Размещение агитационных материалов
- Размещение наружной рекламы
- Массовые мероприятия Встречи с избирателями
- Родительские собрания
- Праздники, торжества и рабочие встречи
- Собрания общественных организаций
- Голосование и подведение итогов
- Досрочное голосование
- Кураторство в день голосования
- Контроль в участковых комиссиях Наблюдатели
- Заманивание избирателей на голосование
- Голосование, подсчет, составление протокола
- Об электронном голосовании
- Обработка итогов голосования в комиссиях, принимающих протоколы от участковых комиссий
- Погашение остатков бюллетеней, открепительных удостоверений
- Прием и проверка протоколов
- Ввод в гас «Выборы»
- Подготовка комиссии к приему протоколов
- Хранение документов
- Приложения Приложение 1. Образец уведомления о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Уведомление о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса
- Приложение 2. Проект решения о сводных плакатах
- Приложение 3. Проект договора со сми
- Договор
- О предоставлении эфирного времени за плату
- Для целей предвыборной агитации
- 1. Предмет договора
- 2. Права и обязанности исполнителя
- 3. Права и обязанности заказчика
- 4. Стоимость услуг и порядок расчетов
- 5. Ответственность сторон
- 6. Форс-мажор
- 7. Прочие условия
- 8. Срок действия договора
- Даты, продолжительность и стоимость размещения агитационных материалов
- Приложение 4. Назначение наблюдателя в участковую избирательную комиссию от кандидата, избирательного объединения
- Приложение 5. Проект Рекомендаций по наблюдению в участковой комиссии в день голосования и при подсчете голосов
- Часть 1. Подготовка к наблюдению Правовые и неправовые основы проведения выборов
- Кому предназначены эти рекомендации
- Специфика текущих выборов
- Основная цель наблюдения
- Нарушения и их фиксация
- Назначение наблюдателей и членов уик с псг
- Чем отличается наблюдатель от члена уик с псг? Полномочия члена уик с псг
- Полномочия наблюдателя
- Если Вас пытаются удалить с участка
- Психологическая и организационная подготовка наблюдателя Подготовьтесь морально
- Что надо иметь при себе
- Часть 2. Этапы наблюдения Знакомство с комиссией
- Начало наблюдения в день голосования
- Наблюдение в ходе голосования
- Выдача бюллетеней в помещении для голосования
- Голосование по открепительным удостоверениям
- Голосование вне помещения
- Агитация и подкуп в ходе голосования
- Закрытие участка и подведение итогов голосования
- О заполнении Протоколов
- Этап 1: Погашение неиспользованных и испорченных избирательных бюллетеней
- Этап 2: Работа со списками избирателей
- Этап 3: Непосредственный подсчет голосов
- Этап 4: Заполнение остальных строк Протокола; проверка контрольных соотношений
- Этап 5: Упаковка документов, окончательное оформление Протоколов и выдача заверенных копий
- Передача протоколов в вышестоящую комиссию
- Приложение 6. Образец заявления о нарушении избирательного законодательства
- Приложение 7. Образец заявления о нарушении п.18 ст.68 (порядка подсчета голосов)
- Приложение 8. Проект Порядка приема протоколов участковых избирательных комиссий в вышестоящей избирательной комиссии
- Об авторе
- Административные избирательные технологии и борьба с ними
- 119019, Москва, г-19, а/я 236.