Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
В состав США входят 50 штатов и один федеральный (столичный) округ Колумбия. Каждый штат имеет свою Конституцию, Законодательное собрание, губернатора и суд.
Каждый штат обладает полным суверенитетом на своей территории, за исключением того, что было передано федеральному правительству. Поэтому, штаты принимают свои законы и имеют свои налоги, а конституции многих штатов гораздо длиннее и подробнее, чем Конституция США. Однако, Конституция и законы штатов не должны противоречить Конституции США.
Административное деление штатов прописано в их конституциях.
В настоящее время в США насчитывается более 78 тысяч различных административно-территориальных единиц, что призвано облегчить ведение местных дел и обеспечить деконцентрацию власти.
Административно территориальное деление каждого штата имеет свои особенности. Штат может делиться на графства, округа, районы, города, поселки и деревни. На территории штата или нескольких штатов могут выделяться особые участки.
Графство (county) или округ (county). Является наиболее крупной административно-территориальной единицей штата. Количество графств в штате колеблется от 254 в Техасе до 3 в штате Делавэр. Два штата, Коннектикут и Род-Айленд, их не имеют вообще.
Графства сильно разнятся между собой по размерам (графство Лос-Анджелес имеет территорию 4 тыс. кв. миль, население – более 7 млн. чел; графство Говард, штат Арканзас, охватывает территорию 600 кв. миль и население – 11 тыс. чел.), административному весу и объему компетенции. Наиболее значительно влияние органов власти графства в сельской местности.
Компетенция графств охватывает такие вопросы, как руководство сбором налогов, составление и исполнение бюджета графства, определение условий выпуска займов, местное законодательство (в т.ч. выдача лицензий на организацию торговых предприятий и регулирование их деятельности, природоохранные постановления), организация местных выборов, содержание собственного графства, назначение руководителей (если это предусмотрено законами штата).
Округ. В некоторых штатах встречается деление на округа. Они были установлены с юридическими, военными или финансовыми целями в ходе колонизации свободных земель поселенцами. Поскольку округа первоначально покрывали неосвоенные и неинкорпорированные земли, органы власти округов имели в своем составе такие службы, как дорожное строительство, охрана порядка и социально-бытовое обеспечение. Многие сельские округа продолжают их сохранять и сейчас, тогда как округа в урбанизированных районах начали работать совместно с городскими администрациями.
Район (townshiр). Географически составляют графство. Эта форма самоуправления сложилась в XVII веке и сохраняется в 21 штате Среднего Запада, главным образом в сельской местности. Как правило, townshiр – административный район куда входят деревни и незастроенное пространство вокруг них. Часть функций, которые в других районах выполняют органы власти графства, здесь переданы городу (town), «вокруг» которого располагается район (за исключением тех случаев, когда город получает статус самоуправляющейся единицы – муниципалитета).
Первоначально районы организовывали для помощи графствам в обеспечении групп небольших населенных пунктов коммунальными услугами, которые могут включать полицейское обслуживание, пожарную охрану, создание условий для культурного отдыха, содержание дорог. С ростом урбанизации и переселением большей части населения в крупные города, органы власти районного уровня превратились в муниципальные корпорации, осуществляющие функции местного самоуправления на территории, охватывающей несколько городских населенных пунктов.
Муниципалитеты (municiрality). Обычно это общины, наделенные собственной компетенцией, которая закреплена либо хартией (уставом), либо специальным указом (постановлением) законодательного органа штата. Малонаселенные муниципалитеты называются деревнями (village) и поселками (town). Крупно населенные называются городами (city). Муниципалитеты имеют широкий набор служб, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в образовании и воспитании детей, здравоохранении, социально-бытовом обеспечении, общественной безопасности граждан, собственно коммунальных служб.
Особые участки (sрecial distrikts). Этот термин касается других форм (не властных) местного самоуправления. Как правило, особые участки (или специальные округа), представляют собой административные органы, создаваемые штатом для предоставления конкретной местности (например, избирательному округу) одной или ограниченного набора услуг, которые выходят за рамки компетенции местных органов власти.
Особые участки обычно создаются в целях деполитизации той или иной сферы деятельности, многие из них расположены вне городских зон.
В США существуют 19 основных типов специальных округов: санитарные, дренажные, по водоснабжению, охране почв, жилищному и дорожному строительству, ирригации и охране вод, электроснабжению, здравоохранению и др. Абсолютное большинство специальных округов являются строго одноцелевыми по своему назначению. В каждом специальном округе создается руководящий совет (3–7 человек), который либо избирается населением, либо назначается властями штата (местными властями). Границы специальных округов часто не совпадают с традиционными единицами административно-территориального деления. Они могут занимать самую разную площадь: от небольшой территории (охватывающей чаще всего сельскую местность) до нескольких графств. Специальный округ может также выходить за пределы какого-либо одного штата. В таком случае специальные округа учреждаются совместно двумя или более штатами, которые заключают специальное соглашение, утверждаемое законодательными собраниями штатов.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14