logo
DO_ak_mupravs

Контроль за самоуправлением

Отношения между государством и самоуправляющимися сообществами регулируются законодательным ограничением «решение местных вопросов в рамках закона», по которому допускается вмешательство в дела местного самоуправления. Понятие «закон» включает в себя не только закон в формальном смысле слова, но и некоторые правовые акты Правительства. Но законодатель уже ограничил полномочия местного самоуправления при соблюдении гарантий самого института, когда отнес добровольные полномочия местного самоуправления к сфере регулирования законодательством местного самоуправления; издав законы, регулирующие хозяйственную и финансовую деятельность местных органов власти; определил обязательные полномочия местного самоуправления; установил права по надзору.

В отношении добровольных полномочий местного самоуправления осуществляется общий надзор.

При осуществлении общинами делегированных или обязательных полномочий, а также выполняемых по поручению государственных органов полномочий, государство вправе осуществлять как правовой, так и специальный надзор.

Правовой надзор, в основном, осуществляется через систему органов МВД и его региональные отделения. Он заключается в контроле за законностью принимаемых решений.

Специальный надзор различается по типам полномочий.

Право государства давать указания при осуществлении общинами делегированных полномочий ограничено законом по видам и объему, тогда как в отношении осуществления полномочий по поручению государственных органов таких ограничений нет.

Земля имеет право окончательного решения по вопросам местной политики, определения численности аппарата исполнительных органов, направления на работу в этот аппарат государственных служащих, выделения субсидий.

В Конституции Германии специально оговорено, что государство в своей законодательной и исполнительной деятельности обязано максимально доброжелательно относиться к общинам. Это означает, что оно должно проявлять наибольшую предупредительность к собственным интересам общин, специально оговорено, что запрещены произвол и превышение власти.

* * *

Самоуправление Германии как смешанного типа организации местной власти характеризуется несколькими особенностями. Правительство Земли предписывает тип самоуправления для каждого города (общины), в отличие от США, где население может самостоятельно его выбирать.

В рамках предписанного типа устройства, властям дана достаточно широкая свобода действий, проявляющаяся в трех аспектах:

  1. в праве распоряжаться своими службами под собственную ответственность;

  2. ответственности за все вопросы, не отнесенные к компетенции других властей;

  3. в праве издавать постановления, имеющие силу законов.

Специфика системы смешанного типа организации местной власти определяется тем, что орган самоуправления в одно и то же время и в одном и том же отношении является и агентом государственной власти, и представителем местного сообщества. Отсюда, основное достоинство этой системы, а именно: всякий вопрос местного значения в ходе его решения приобретает государственно-правовой смысл.

Главный недостаток системы смешанного управления заключается в том, что при такой системе возникает опасность скрытого местничества, т.е. стремления местной власти всякий вопрос локального значения относить к разряду вопросов «высшей государственной важности». Эта опасность особенно рельефна там, где локальная политическая жизнь сводится к защите корпоративных интересов местных политиков.