logo
DO_ak_mupravs

Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

В целом, организационное построение системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь аналогично организации управления регионами стран Запада. Различия, в основном, касаются полномочий, функций и компетенции местных органов.

Главным недостатком системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь является «размытость» полномочий и отсутствие четкого распределения компетенции входящих в нее органов.

Прежде всего, в зарубежных странах более четко определена компетенция и сфера ответственности для каждого уровня управления. В соответствии с принципом субсидиарности на каждом региональном уровне выделены вопросы, входящие в сферы собственной компетенции, территориального образования более высокого уровня, государства. Эти сферы не пересекаются (система «зонтика»), что позволяет, в первую очередь населению, знать ответственных за решение местных вопросов и реально оценивать эффективность работы органов местной власти. В Беларуси, в связи с тем, что административно-территориальные образования более низкого уровня входят в состав образований более высокого территориального уровня и нет четкого разделения прав и ответственности между ними, сложилось такое положение, когда сферы компетенции вышестоящих органов почти полностью перекрывают поле деятельности нижестоящих (система «матрешки»). Это порождает параллелизм в работе представительных и исполнительных органов различных территориальных уровней, дублирование и «размывание» ответственности за положение дел на местах.

В Беларуси, как и в большинстве стран Европы, не предусматривается иерархия представительных органов. Но реально деятельность нижестоящих Советов пока слабо защищена законодательством от регламентации со стороны вышестоящих органов, финансовая автономия местного самоуправления в Беларуси весьма ограничена. Коммунальная собственность законодательно определена как один из видов государственной собственности. Все это ограничивает возможность реализации потенциала местных сообществ в областях, районах, городах и других административно-территориальных единицах в самостоятельном решении социально-экономических проблем сугубо локального масштаба и вынуждает государство постоянно вмешиваться в процессы регионального развития местных сообществ.

Контрольные вопросы к лекции №9

ЛЕКЦИЯ 10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Экономическая основа местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

Экономическая основа местного управления и самоуправления это материальные и финансовые ресурсы, с использованием которых местные представительные и исполнительные органы реализуют свои функции.

Коммунальная собственность

В перечень имущества, входящего в коммунальную собственность, входят:

Принципиальная особенность современного состояния имущества органов местного управления и самоуправления состоит в том, что в абсолютно преобладающей своей части оно не приносит доходов, а является убыточным.

Сегодня увеличение масштабов коммунальной собственности приводит к парадоксальному результату экономические возможности органов местного управления и самоуправления не возрастают, а уменьшаются, возникают новые трудности, связанные с дополнительной нагрузкой на местные бюджеты.

Другая особенность объектов коммунальной собственности – крайне низкий их технологический уровень и полная изношенность. Ремонт и обслуживание этих объектов требуют дополнительных непредвиденных затрат, гораздо больших, чем реальные доходы, получаемые от их использования.

В большинстве случаев отсутствие необходимых финансовых ресурсов не позволяет органам местного управления и самоуправления обеспечить расширенное воспроизводство коммунальной собственности как обособленного от государства правового и экономического института, призванного защищать права граждан, в том числе и в социальной сфере.