Местное управление в Англии
Вся система органов власти строится в соответствии с административно-территориальным делением и национальными традициями.
Регионы (англ. Regions, или Government Office Regions) – административные единицы верхнего уровня в Англии. Каждый регион включает одну или несколько единиц уровня графств. Деление на регионы было введено в 1994 г.
Регионы Англии: Большой Лондон, Юго-Восточная Англия, Юго-Западная Англия, Уэст-Мидлендс, Северо-Западная Англия, Северо-Восточная Англия, Йоркшир и Хамбер, Ист-Мидлендс, Восточная Англия.
Территорию Англии географически образуют графства и графства-метрополии. Городские районы не входят в их состав и являются самостоятельными административными единицами. Существует 39 графств и 6 графств-метрополий (хотя они официально отменены как органы управления, названия районов метрополий сохранились).
Графства-метрополии появились в результате урбанизации и представляют собой крупные агломерации, объединяющие собственно города, городские предместья, а также близлежащие небольшие города, связанные между собой различными (и в первую очередь экономическими) узами. В границах агломерации обычно действует множество различных органов управления, как правило, независимых друг от друга. В англоязычных странах подобные агломерации называют метрополиями, и они существуют не только в Англии, но и в США (ареал Нью-Йорк охватывает 1,4 тыс. местных органов власти, а регион Чикаго – 1,1 тыс.).
Компетенцию графств составляют дела обязательные и рекомендуемые (их еще называют «разрешительными»), которые вменяются в компетенцию графств парламентскими актами. Все дела можно разделить на 3 блока.
Дела, связанные с регулированием жизнедеятельности на значительных территориях:
стратегическое планирование (структурные планы, схемы развития дорог);
транспорт (кроме железнодорожного, который находятся в ведении центрального правительства);
пожарная служба;
полиция (которая может организовываться одновременно для нескольких графств);
защита прав потребителей;
служба переработки отходов.
Дела, связанные с большими экономическими затратами или координацией деятельности для обеспечения экономической выгоды от функционирования специализированных учреждений:
начальных и средних школ;
учреждений для умственно недоразвитых детей и детей-инвалидов;
учреждений среднего специального образования (не университетского);
руководство общественными библиотеками;
органами социального обслуживания.
Последние оказывают широкий спектр услуг, связанных с персональным социальным обслуживанием и помощью: работу с трудными детьми, с семьями и престарелыми; организацию домов престарелых и домашней помощи пенсионерам, инвалидам и умственно отсталым; детские сады.
Ответственность за медицинское обслуживание, снабжение газом и водой, электричеством и канализацией, возложена не на местные органы власти, а на специально формируемые центральным правительством национальные или региональные советы.
Наконец, третью группу составляют так называемые «совместные дела» органов власти графств и округов:
организация музеев и картинных галерей;
мест отдыха горожан и т.п.
Органом местной власти является совет. Закон не обусловливает его размера и не устанавливает соотношения между количеством избирателей и членов совета – эти вопросы решаются для каждого графства на основе собственной традиции. Как правило, советы состоят из 60–100 членов, избираемых на основе всеобщего избирательного права, по мажоритарной избирательной системе сроком на 4 года. Работа в совете не оплачивается, хотя возможно небольшое финансовое поощрение, но основные члены совета (например, председатель, избираемый ежегодно из состава совета) имеют денежную компенсацию «за ответственность».
Округа, на которые разбиты графства, представляют следующий уровень системы разделения властей (всего в Англии 364 округа, в т.ч. 36 – в метрополиях и 32 – в районах Лондона).
Компетенция округов включает две группы дел, обязательные и рекомендуемые, и охватывает местное планирование (выдача зональных разрешений, связанных с регулированием развития территории округа); содержание второстепенных дорог, обслуживание автомобильных стоянок, а иногда и местных транспортных систем; жилищное строительство (разрушение трущоб, строительство домов для бездомных); уборку мусора, содержание музеев, парков, игровых площадок, плавательных бассейнов и других мест общественного отдыха. Органы власти округов бывших графств-метрополий, дополнительно к перечисленному, обеспечивают функционирование местной системы образования, библиотек и социального обслуживания.
Орган власти – окружной совет, избираемый населением. Состоит из 50–60 советников (для Лондона цифра колеблется от 30 до 60 человек). Члены совета ежегодно избирают председателя, являющегося формальным главой округа. Окружные советы могут обратиться в парламент Англии с петицией, где обосновать просьбу предоставить им статус города в соответствии с Королевской Хартией. Статус города с правом называть мэра «лорд-мэром» (или без такового права) предоставляется письменной жалованной грамотой. Однако, статус города, имеющий, скорее, церемониальное значение, не вносит никаких изменений в административные функции властей округа.
Приходы (которых насчитывается более 10 тыс.) образуются в сельских районах Англии. Приходские советы собираются нерегулярно. В небольших селениях (менее 150 избирателей) совет не избирается, а все вопросы решает собрание жителей. Органы власти приходов занимаются поддержкой местного искусства, общественными залами, местами общественного отдыха, уличным освещением, поощрением туризма, поддержанием порядка на кладбищах и крематориями, автобусными остановками, пешеходными дорожками и машинными стоянками (последнее – с согласия совета графства), имеют возможность вносить замечания по проектам развития их районов, получать от округов средства на улучшение благосостояния жителей.
Городское самоуправление представлено 3 типами устройства.
1. Городские округа (города с правами округа): низший уровень городского самоуправления, отличающийся от сельских округов наличием хартии – документа, определяющего права города и его статус.
Органом власти городского округа выступает окружной совет, наделенный исполнительно-распорядительными функциями, среди которых основные – распоряжение улицами, дорогами, предприятиями городского благоустройства. Для городов с населением более 20 тыс. жителей, имеющих статус городского округа, добавляются функции по обеспечению начального образования и планировки территории.
2. Муниципальные города-бурги имеют более широкий круг полномочий, чем городские округа. Объем компетенции регламентируется хартией города, хотя в целом она та же, что и у округа. Городской орган власти – совет. Мэр избирается из числа членов совета и выполняет представительские функции, как правило, на общественных началах.
3. Город-графство или город с правами графства (город с населением от 75 тыс. до 1 миллионов жителей). Компетенция регулируется хартией города и совпадает с компетенцией графства. Органом власти является городской совет, действующий самостоятельно от совета графства, на территории которого расположен город.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14