Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – это важнейшие руководящие правила, которым должны соответствовать организация, функционирование и развитие системы местного самоуправления. Они определяют требования к системе, структуре, организации и процессу управления, направления и условия принятия решений.
Принципы, в соответствии с которыми должна формироваться, функционировать и развиваться система местного самоуправления, называются общими или основными принципами. Принципы управления отдельными подсистемами, элементами или сферами самоуправления называются частными, или локальными принципами самоуправления. Все подсистемы местного самоуправления, любые сферы деятельности создаются, функционируют и развиваются в соответствии не только с общими, но и частными принципами. Частных принципов много. Все частные принципы формулируются в виде правил или требований. Например, к должностным лицам местного самоуправления.
Принципы отличаются стабильностью, но вместе с тем они и динамичны в зависимости от организационно-политических и социально-экономических условий. Какие-то принципы самоуправления со временем становятся важнее и необходимее, а какие-то проявляют себя в меньшей степени на том или ином этапе развития территориального образования. Учет этого динамизма в изменении значимости отдельных принципов местного самоуправления – важнейший показатель экономической культуры, эрудиции и квалификации должностных лиц и служащих местного самоуправления.
В принципах местного самоуправления раскрываются подходы к построению, выбору способов, форм и методов осуществления управленческого воздействия субъекта на объект местного самоуправления.
Принципы местного самоуправления – это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности органов местного самоуправления, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
принципы предопределяют построение и функционирование местной власти;
выступая теоретической основой формирования и функционирования местного самоуправления, принципы помогают уяснить его сущность, отличительные черты и признаки;
принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления, насколько она соответствует началам и идеям, выраженным в этих принципах;
принципы местного самоуправления, отражая его сущностные признаки и черты, способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местной власти.
Анализируя различные модели местного самоуправления, ученые выделяют наиболее общие принципы их формирования и деятельности. Л.Велихов в своей книге «Основы городского хозяйства» в качестве определяющих выделяет четыре принципа, которые показывают, с одной стороны, отличия местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, – неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом:
Самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
Самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которым оно занимается (предметы его ведения).
Для реализации полномочий по этим предметам ведения местное самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности.
Местное самоуправление требует обязательного наличия представительства населения. Оно выборное по своей природе7.
Современный исследователь Джон Янг (Канада) предлагает три принципа структурирования и деятельности местного самоуправления:
Взаимодействие. Понятие взаимодействие включает в себя характеристику взаимодействия ветвей власти на местном уровне по горизонтали (как представляются полномочия местным органам власти и как они подотчетны местному сообществу, порядок формирования исполнительной ветви власти, взаимодействие представительного и исполнительного органов местной власти и т.д.).
Автономность. Предполагается самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в решении вопросов своей компетенции. Понимая, что не бывает местной власти полностью независимой от центральных государственных органов, Джон Янг имеет в виду существование четких кругов полномочий (например, в бюджете, подборе кадров, распоряжении коммунальной собственностью и т.д.), гарантированных законодательством.
Возможность. Это, в первую очередь, возможность органов местного самоуправления реально осуществлять юридически закрепленные полномочия8.
Однако принципы, выделенные Л.Велиховым и Дж.Янгом, не позволяют в полной мере раскрыть сущность, основы формирования и функционирования местного самоуправления, его взаимосвязи с государственными органами.
Изучение современной научной литературы и систем самоуправления различных государств позволяет отметить, что принципы местного самоуправления, являясь, по сути, общедемократическими нормами, существенно трансформируются национальными законодательствами. При этом они могут быть изложены в форме отдельных норм Конституции, самостоятельного (как в России) закона или других нормативных правовых актов.
Наиболее полно и системно принципы представлены в Европейской Хартии местного самоуправления. Совокупность выделенных в Хартии принципов позволяет гарантировать политическую, административную и финансовую независимость местных органов власти, обеспечивает направленность на демократизацию местного самоуправления.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14