Финансы самоуправления
Все уровни самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют бюджет, причем законы штатов требуют, чтобы местные бюджеты были бездефицитными (сбалансированными). Основными источниками бюджетных поступлений являются:
налоги;
экономическая помощь от правительства;
доходы от собственной деятельности и займы.
1. Налоги. Наиболее важным источником доходов является налог на собственность. Он основан на налоговых нормах, взимаемых с оценочной стоимости собственности: земли и строений на ней, а также личной собственности (например, автомобиля). При аренде налог взимается с оценочной стоимости земли и построек. Налог на личную собственность взимается как с материальных (оборудование и инвентарь), так и нематериальных активов (денежные средства и акции).
Нормы налога на собственность устанавливаются местными властями. В некоторых штатах нормы налогообложения должны быть одобрены избирателями, в других устанавливаются на основе законов штата. Стоимость собственности оценивается периодически специальным отделом, создаваемым в структуре местной администрации. Владелец собственности имеет право опротестовать результаты оценки его собственности.
Подоходный налог (взимается в некоторых восточных штатах).
Налог на покупку налагается в розничной торговле и составляет от 5 до 7% цены товара. Нормы налога устанавливаются законодательным органом местного самоуправления, либо на референдуме. Налог на покупку может быть временным или постоянным, для общих или специально установленных целей, зависящих от местных нужд.
Существует «трафаретный» налог на покупку – налог, добавляемый местными властями к налогу на покупку, введенному органами власти штата. Такой налог чаще всего встречается в тауншипах (townshiрs) для финансирования местной транспортной системы. Налог на покупку может также взиматься с определенных товаров, не рассматриваемых как товары первой необходимости. Как штат, так и местные власти взимают «налог на грех» (с продажи пива, вина и сигарет). Доходы с «налога на грех» обычно предназначаются на специальные цели. Некоторые штаты применяют налог на покупку к предоставляемым ими услугам.
Штрафы (за нарушения законов штата или города, например, правил дорожного движения).
Каждый уровень власти использует любую из допускаемых комбинаций налоговых источников. Однако можно выявить предпочтения: подоходный налог перечисляется федеральному правительству; налог на покупку и часть подоходного составляют финансовые источники деятельности властей штата; налог на собственность остается в распоряжении местного самоуправления; подоходный налог (налог на личный доход с делового предприятия) используется всеми уровнями.
2. Доходы от собственной деятельности. Имеют своим источником деятельность местных властей как публичных корпораций. Основную массу поступлений составляют доходы от услуг, предоставляемых жителям коммунальными предприятиями и службами (водопровод, канализация, отопление и пр.). Есть, однако, и другие источники поступлений.
Специальные налоги, которые уплачиваются владельцами собственности за специфические услуги, оказываемые ему местными органами власти.
Взносы населения (за предоставляемые местными властями дополнительные услуги).
Наконец, существует такая категория, как налоговые доходы. Они делятся на две группы. Первая имеет своим источником публичную деятельность властей (строительство и эксплуатацию рынков, гаражей). Вторая – продажу государственных ценных бумаг, гарантирующих возврат денег и процентов по ним через определенный срок (скажем, сертификатов, казначейских обязательств, облигаций).
3. Экономическая помощь. Предоставляется федеральными органами или правительством штата местному самоуправлению в дополнение к имеющимся источникам доходов.
Федеральная финансовая помощь подразделяется на два вида: субсидии в форме оказания помощи и «разделение доходов».
Субсидии в форме оказания помощи предоставляются непосредственно каким-либо федеральным департаментом на целевые нужды. Существует более 500 федеральных программ субсидий, от подготовки полицейских до контроля за состоянием канализации, однако более 2/3 федеральных субсидий (по данным Национального демократического института США) используется на оплату расходов на социальные нужды и строительство дорог.
«Разделение доходов» с администрацией штатов и местными органами власти означает возвращение им части доходов, собранных федеральными властями (в настоящее время практически не используется).
Экономическая помощь правительства штатов осуществляется за счет двух категорий фондов: общей правительственной поддержки и субсидий для поддержки конкретных программ (строительство дорог, общественные нужды, улучшение образования).
4. Займы. Вызваны потребностью местных органов власти осуществить какой-либо проект, финансирование которого не всегда может быть обеспечено бюджетными средствами. В этом случае выпускают долговые обязательства в форме ценных бумаг, представляющих собой «просьбу» занять деньги на определенный срок, адресованную местными властями к населению и предпринимателям. Условия и сроки возврата займов, гарантии по ним варьируются и зависят от цели, ради которой они затеваются.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14