logo
DO_ak_mupravs

Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции

Франция – президентско-парламентская республика

Глава государства – Президент, избираемый на 5 лет. В настоящее время – Николя Саркози, вступивший в должность 16 мая 2007г.

Правительство возглавляет премьер-министр, назначаемый президентом республики. Обычно премьер представляет ту партию, которая имеет в Национальном Собрании большинство мест. С 17 мая 2007 года правительство возглавляет Франсуа Фийон.

Законодательная власть – Двухпалатный парламент.

Национальное собрание – 577 членов, избираемых на 5 лет;

Сенат республики – 321 членов, избираемых на 9 лет;

Франция – унитарное государство, имеющее пятиуровневую систему административно-территориального деления. Ее территория делится на регионы, департаменты, округа, кантоны, коммуны.

Органы государственного управления и местного самоуправления создаются в регионах, департаментах и коммунах. В округах и кантонах создаются только отдельные государственные службы.

На 1 января 2006 года метрополия Франции (то есть французские территории, расположенные в Европе) подразделена на следующие иерархически подчиненные части:

  • 26 регионов (21 континентальный + 1 Корсика + 4 заморских);

  • 96 департаментов +4 однодепартаментные заморские региона;

  • 329 округов;

  • 3 879 кантонов;

  • 36 571 коммун.

3 самых крупных коммуны Парижа, Марселя и Лиона разделены в свою очередь на 45 муниципальных округов.

Коммуна (от лат. communia – общность) во Франции – административно-территориальная единица самого нижнего структурного уровня (за исключением таких коммун, как Париж, Марсель и Лион). Коммуны могут значительно отличаться друг от друга по численности населения. Так, коммуны – это и многомиллионный Париж, и деревня с десятью жителями.

В каждой коммуне есть мэр и муниципальный совет. Полномочия этих субъектов не зависят от численности населения коммуны. В Париже, Марселе и Лионе коммуны подразделяются на муниципальные округа.

До Великой французской революции коммун не было, их роль отчасти выполняли церковные приходы, число которых составляло порядка 60 000. На начало 2004 г. во Франции насчитывалось 36 782 коммуны, в том числе 36 568 – в метрополии и 214 – на заморских территориях.

Кантон объединяет несколько коммун (по крайней мере, в сельской местности – в городах, напротив, одна коммуна может соответствовать нескольким кантонам). Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет.

Функции кантонов. Кантон является избирательным округом по выборам советников (депутатов) Генерального совета департамента. Это его основное предназначение. Кроме этого в кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне (нотариус, судья), создается участок жандармерии, призывной участок и т.д.

Округ объединяет от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом, выполняющий определенные законодательством государственные функции.

Следует различать округа и так называемые муниципальные округа, являющиеся административными единицами в составе таких городов, как Париж, Марсель и Лион.

Департаменты. Основной территориально-административной единицей, включающей около 400 коммун, или 35 кантонов, являются департаменты. Департаменты официально пронумерованы в соответствии с алфавитным порядком, порядковый номер, в частности, указывается на номерных знаках автомобилей.

Основным управляющим органом департамента является Генеральный совет, избираемый сроком на шесть лет. С 1982 г. руководит советом его президент. Административный центр департамента носит название «префектура».

Регион – самая крупная административно-территориальная единица во Франции. Регион представляет собой определенную территорию, обладающую собственной культурной или социальной идентичностью. Страна разбита на 26 регионов, 21 из них находится на континентальной «метропольной» территории + 1 – остров Корсика и 4 – на заморских территориях.

В каждом из них избирается орган самоуправления – региональный совет. Главным должностным лицом региона является префект, назначаемый правительством.

Поскольку Франция является унитарным государством, регионы не могут утверждать собственные законодательные и регулирующие нормы. С другой стороны, регионы получают от правительства долю национальных налогов и обладают значительным бюджетом, который расходуют на различные нужды.

Время от времени ставится вопрос о предоставлении регионам некоторой законодательной автономии, но эти предложения всегда подвергаются жесткой критике. Также предлагалось упразднить советы департаментов (Генеральные советы) и передать их функции региональным советам, сохранив департаменты в качестве административной единицы более низкого уровня, однако конкретных шагов предпринято не было.

История регионов. До Французской революции 1789 года королевство Франции подразделялось на провинции – наследие феодальной истории. Размер некоторых провинций более или менее соответствует современным регионам. В 1789 году провинции были упразднены, а французская территория была разделена на 83 департамента. С начала XIX века во Франции существовало движение, требовавшее создания более крупных административно-территориальных единиц и призывавшее к децентрализации власти и признания региональной идентичности.

Предпринималось несколько попыток создания регионов. Они создавались в 1941 г. при режиме Виши и распались после окончания войны. Генерал де Голль в 1944 году учредил административные регионы, которыми должны были управлять комиссары республики. Однако эти регионы были расформированы после отставки де Голля в 1946 году.

В 1955 году правительство Франции вводит так называемые «программы региональных мероприятий» с целью поощрения экономического и социального развития соответствующих территорий - регионов. С 1960 года эти территории являются не просто местом действия экономических программ, а оказывают влияние на географическую структуру государственных учреждений, которая принимает во внимание границы между регионами. С 1964 года устанавливается для каждого региона должность префекта.

В 1969 году прошел референдум о расширении роли регионов. Французы сказали «нет». Возможно, поэтому созданные законом от 5 июля 1972 года региональные советы получают так мало власти. Тем не менее, округа региональных мероприятий становятся полноценными государственными единицами и официально называются регионами после принятия закона о децентрализации 1982 года.

Закон от 2 марта 1982 года устанавливает, что выборы региональных советников осуществляются прямым всеобщим голосованием сроком на шесть лет с возможностью многократного избрания. Первые выборы состоялись 16 марта 1986 года. Таким образом, регионы стали полноценными административно-территориальными единицами наряду с департаментами и коммунами.