Избирательные системы
Избирательная система – закрепленный в законе конкретный способ организации выборов, т.е. система выдвижения кандидатов, голосования и подсчета голосов. Понятие «избирательная система» близко к понятию «избирательное право», но более широкое. Избирательная система включает в себя не только правовые нормы, закрепленные законодательством, но и сложившиеся общественные отношения, правовые обычаи и традиции. Последние (национальные, религиозные, местные обычаи и традиции) в ряде государств имеют не меньшую силу, чем законы и постановления, принятые государственными органами. Исходя из этого, можно сделать вывод, что в каждом государстве существует своя избирательная система. Но все национальные избирательные системы построены на основе мажоритарной, или пропорциональной избирательной системы, или их сочетания.
Мажоритарная избирательная система предполагает, что кандидат становится избранным депутатом, если за него проголосовало большинство избирателей. Существует несколько разновидностей мажоритарной системы.
Мажоритарная система абсолютного большинства распространена достаточно широко. Она предполагает, что Для избрания депутатом представительного органа кандидату требуется набрать более 50 процентов голосов избирателей. Как правило, выборы проводятся в два тура. Во втором туре может применяться система относительного большинства.
Мажоритарная система относительного большинства. Выборы проводятся в один тур. Победителем становится кандидат, набравший хотя бы на один голос больше, чем конкуренты.
Мажоритарная система квалифицированного большинства. Для избрания требуется квалифицированное большинство голосов избирателей (2/3, ¾,75%,…). Эта система чаще применяется не для избрания депутатов местных советов, а для избрания руководителей и должностных лиц органов местной власти.
Как правило, при мажоритарной системе выборы проводятся по одномандатным округам. При этом по законодательству ряда стран, если в округе выдвинут или остался только один кандидат, то голосование вообще не проводится. Он автоматически становится депутатом.
Достоинства мажоритарной системы:
избиратель голосует за конкретную личность, делает осознанный выбор;
результативность;
простота;
возможность создания в местном совете фракций единомышленников, что обеспечивает большую стабильность местного самоуправления.
Недостатки мажоритарной системы:
«пропадают» голоса, поданные не за победителя;
затруднено избрание представителей политических сил, не представляющих большинство избирателей.
Пропорциональная избирательная система основана на том, что места в представительном органе распределяются между партиями и избирательными блоками пропорционально количеству набранных ими голосов.
Например, избирается местный совет, состоящий из 30 депутатов. В выборах участвуют три партии. Первая набрала 60 процентов голосов избирателей, вторая – 30, третья – 10. По результатам выборов первая партия получает в совете 18 мест (60%), вторая – 9 мест (30%), третья № места (10%).
Существует более сотни вариантов пропорциональной системы. Это связано с различными способами распределения мандатов.
Пропорциональная система всегда связана с голосованием по партийным спискам. В отличие от мажоритарной системы, избиратель голосует не за конкретную личность, а за политическую партию или избирательный блок. Партия или блок, участвующие в выборах сами формируют список кандидатов.
Виды партийных списков:
«Жесткие, связанные, закрытые списки». Используются в большинстве стран, проводящих выборы представительных органов по пропорциональной системе. Избиратель не имеет права менять установленный партией порядок кандидатов в списке. Кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они расположены в списке. Чем «выше» в списке стоит кандидат, тем выше вероятность его избрания.
«Полужесткие списки». Первый мандат всегда получает кандидат, стоящий в списке первым. Как правило – это партийный руководитель. Но избиратель имеет право ставить в списке знаки предпочтения (преференции) по отношению к другим кандидатам. Кандидат, получивший больше преференций, поднимается по списку вверх и повышается вероятность его избрания.
«Свободные, гибкие, открытые списки». Кандидаты в списке размещены по алфавиту, а избиратель ставит цифры преференций. Если он не поставил знаков, значит, он согласен с порядком размещения кандидатов в списке, если поставил только одну цифру, то учитывается только этот знак преференции, а остальные – по списку.
Панаширование (фр. смесь). Избиратель может выбирать список партии, а из списков других партий выбирать отдельных кандидатов.
Пропорциональная система, как правило, предполагает наличие определенного законодательством избирательного барьера – минимального процента голосов избирателей, набрав который партия может участвовать в распределении мандатов. Барьер устанавливается для того, чтобы в выборах и распределении мест в выборном органе участвовали партии, которые имеют реальную социальную базу и поддержку избирателей.
Уровень барьера устанавливается национальным законодательством. В разных странах Европы он установлен в пределах от 1 до 6 процентов.
Достоинства пропорциональной системы:
способствует становлению и развитию политических партий и политической системы общества;
состав избранного представительного органа более адекватно отображает распределение политических симпатий в регионе.
Недостатки пропорциональной системы:
избиратель голосует за партию, часто зная только ее лидера и не зная тех, кого партия включила в список кандидатов (голосование за «кота в мешке»);
сложность;
нет смены политических лидеров, во власти одни и те же лидеры партий.
Смешанная система. Представляет собой сочетание мажоритарной и пропорциональной систем. Часть депутатов избирается по одномандатным округам с использованием мажоритарной системы, часть – по многомандатным округам с использованием пропорциональной системы. Избиратель получает два бюллетеня. Один для голосования по мажоритарной системе, другой – по пропорциональной.
В зависимости от используемой избирательной системы могут формироваться одномандатные и многомандатные избирательные округа.
Одномандатные избирательные округа образуются при проведении выборов по мажоритарной системе (США, Великобритания, Канада, Индия). Административно-территориальная единица, на которой избирается представительный орган, делится округа, количество которых равно количеству мест (мандатов) в выборном органе. В каждом округе кандидатов может быть много, но все они борются за один мандат (от каждого округа избирается только один депутат).
Многомандатные избирательные округа образуется при проведении выборов по пропорциональной системе (Финляндия, Швеция, Голландия, Норвегия, Израиль, ЮАР и др.). Административно-территориальная единица, на которой избирается представительный орган, может составлять один единый округ, количество разыгрываемых мандатов в котором равно количеству мест в избираемом представительном органе. Возможен вариант, когда административно-территориальная единица делится на несколько (не большое количество) многомандатных округов, в которых суммарное количество мандатов равно количеству мест в избираемом представительном органе. Голосование проводится по партийным спискам.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14