Контрольные вопросы к лекции №4
Каким образом система местного самоуправления связана с административно-территориальным устройством страны?
В чем сущность поселенческого и территориального принципов организации местного самоуправления?
Почему в Республике Беларусь городов – населенных пунктов больше, чем городов – административно–территориальных единиц?
В чем разница между понятиями «сельсовет» и «сельский Совет»?
Приложение к лекции 4
Уровни административно-территориального устройства
Государственный уровень АТД (унитарное государство, федерация, конфедерация).
Местный уровень. Местный уровень может отсутствовать (например. В Ватикане), может быть одно-, двух-, многоуровневым.
Унита́рное госуда́рство (лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Однако это не исключает того, что в состав унитарного государства могут входить автономные образования (например, Республика Крым). В унитарном государстве есть единая конституция, единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система.
На сегодняшний день почти 90% суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства – субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации).
Основные признаки унитарного государства
Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
единые для всей страны высшие органы власти;
единая система законодательства;
единое гражданство;
единая денежная единица;
составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Федера́ция (лат. foederatio – объединение, союз) – форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определенной политической самостоятельностью.
В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются:
две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);
наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);
они наделены правом принимать региональные законы;
у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, федеральные земли и иное.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14