logo
DO_ak_mupravs

Местная власть как публичная корпорация

Основной функцией муниципальных органов власти является социально-экономическое развитие территории. Оно, как правило, обеспечивается за счет местной инициативы, под которой понимается устройство и деятельность местной власти как «публичной корпорации»: местная власть выступает на рынке как «предприниматель» особого рода, цель которого – не прибыль, подобно частным корпорациям, а польза (скажем, услуга, обеспечивающая населению нормальную жизнь).

Предпринимательская деятельность местной власти имеет свои особенности. В соответствии со своими правами, предусмотренными законодательством штата, местная власть может приобретать и освобождать (в т.ч. и принудительно), участки городской и пригородной территории, передавая последние частным организациям и компаниям, занимающимся их благоустройством и развитием.

Заключается контракт, в котором оговариваются характер и темпы строительства (благоустройства), формы допустимого использования земель и выгода, которую получат местные органы власти и население данной территории: дополнительный доход в бюджет либо набор специфических услуг, предоставляемых населению по оговоренным ценам.

Компания, получившая контракт, начинает развитие территории, сдает в аренду (или продает) землю для застройки, осуществляет иную разрешенную контрактом коммерческую деятельность. Полученные прибыли обеспечивают удовлетворение интереса компании, а также финансовых и строительных потребностей муниципальной территории и ее населения.

Преимущество подобной организации – в гибкости частнопредпринимательской деятельности и большей заинтересованности частного предпринимателя, нежели муниципального чиновника, в экономически эффективном решении проблемы.

Контракт обеспечивает защиту интересов местного сообщества и позволяет удачно соединить достоинства двух разных систем общественной организации: предпринимательской (знание рынка, стремление снизить затраты и найти максимально эффективное решение проблемы) и публичной (ориентация на удовлетворение коллективного интереса жителей и стремление обеспечить равные возможности для каждого).

Естественно, что у этой системы есть существенные недостатки. Скажем, в случае, если будет реализовываться крупный проект, требующий огромных субсидий, земля может не осваиваться годами; для реализации проекта в первоочередном порядке могут выбираться районы проживания богатых и средних слоев населения, а не бедноты, которые нуждаются в благоустройстве более всего, – словом, частного предпринимателя больше интересует собственный доход, чем благосостояние всего общества.

Существуют иные формы организации деятельности местной власти как публичной корпорации (скажем, создание системы публичных служб), но важно подчеркнуть: ничего общего с «экономическими экспромтами» они не имеют. Это тщательно продуманная система, стимулирующая местные власти на хозяйственное освоение местных ресурсов, на их наращивание и увеличение.

Как и любой хозяйствующий субъект, муниципалитет может обанкротиться. Существует особый порядок судебного признания муниципального банкротства и оздоровления финансовой системы муниципалитета.

В обанкротившемся муниципалитете: