С еверогерманское положение о совете
Северогерманское положение о совете в системе местного самоуправления распространено в Землях Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия.
В соответствии с северогерманским положением о совете граждане избирают муниципальный совет. Совет из своего состава избирает бургомистра как председателя совета и высшее должностное лицо общины. Исполнительный орган возглавляет директор, назначенный советом.
Высшим органом власти является совет общины (города). Члены совета избираются всеобщими, прямыми, тайными, равными выборами на 5 лет. Они не являются штатными работниками и не связаны поручениями и наказами избирателей. К компетенции совета отнесены все вопросы, если устав города (положение об общине) не оговаривает иного, в том числе и право отменять решение городского директора даже в сфере текущего управления.
Главой самоуправления является бургомистр (в городах центрального подчинения он носит титул обербургомистра – «Ober-buergermeister»). Свои обязанности он исполняет по совместительству, поскольку подобной штатной должности не предусмотрено.
Обер-бургомистр избирается на первом заседании вновь избранного совета, из состава депутатов на 5 лет. Выборы осуществляются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства: бургомистром становится лицо, получившее наибольшее число голосов в первом туре голосования. Право выдвигать кандидатуры имеют партийные фракции, специально созданные предвыборные объединения депутатов и отдельные члены совета.
Как глава совета, бургомистр осуществляет следующие функции:
председательствует в совете и на его заседаниях (в частности, обязан открывать и закрывать заседания, поддерживать порядок в зале и обеспечивать выполнение правил внутреннего распорядка в здании совета);
представляет его во внешних сношениях;
определяет место и время заседания совета, совместно с городским головой определяет повестку дня;
обладает правом созыва совета.
Как глава самоуправления, бургомистр обязан и наделен полномочиями:
проводить в жизнь решения совета по регламенту;
удовлетворять претензии общины по отношению к городскому голове в случае, если он не выполняет своих обязанностей;
опротестовывать решения совета, если они противоречат интересам общины, приостанавливая их действие;
потребовать от городского директора представления в любое время любых сведений для ознакомления с ситуацией в вопросах, касающихся интересов общины;
в случае необходимости наделен правом вместе с еще одним членом совета принимать решения не дожидаясь созыва совета.
Глава исполнительной власти носит в городах центрального подчинения титул главного городского директора (оберштадтдиректора – «ober-stadtdirektor»), а в городах районного подчинения – титул городского директора (штадтдиректора – «stadtdirector»). И тот и другой избираются на 8 лет.
В компетенцию главы исполнительной власти входят:
решение текущих вопросов местного управления, которые считаются делегированными городскому директору советом города;
обязанность опротестовывать противоправные решения совета и его комитетов, подготовка и выполнение решений совета и комитетов;
руководство работой аппарата и распределение поручений между его работниками (кроме случаев, когда эти полномочия закрепляются советом за заместителями городского директора);
прием и увольнение с работы чиновников и работников коммунальных служб;
представительство общины и другие задачи, решение которых возложено законом.
Как видно, северогерманская модель местного самоуправления напоминает англоамериканскую систему «совет – управляющий». Она формально закрепляет верховенство представительного органа, который несёт основную ответственность за выполнение коммунальных задач. Бургомистр на непрофессиональной основе осуществляет функции координатора заседаний совета. Какими-либо непосредственными исполнительными полномочиями он не обладает. Вся текущая исполнительная власть сосредоточена в руках директора общины, или директора города.
Надо отметить, что северогерманское положение о местном самоуправлении подвергается серьезной критике из-за его внутренней противоречивости и двойственности, вызванной параллельным существованием двух должностных лиц: бургомистра и директора.
Бургомистр действует на общественных началах, но является высшим должностным лицом, главой самоуправления.
Директор имеет меньшие, чем бургомистр, полномочия, но организует всю текущую работу исполнительной власти.
Попыткой разрешить это несоответствие является практика совмещения постов в лице работающего на профессиональной основе бургомистра города.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14