logo search
DO_ak_mupravs

Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.

Принципы местного управления и самоуправления в Республике не систематизированы, закреплены в Конституции страны и целом ряде других нормативных правовых документов. Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» в качестве основных выделяет 10 принципов:

  1. народовластия, участия граждан в местном управлении и самоуправлении;

  2. законности, социальной справедливости, гуманизма, защиты прав и охраняемых законом интересов граждан;

  3. взаимодействия органов местного управления и самоуправления;

  4. разграничения компетенции представительных и исполнительных органов;

  5. единства и целостности системы местного управления и самоуправления;

  6. самостоятельности и независимости Советов, других органов местного самоуправления в пределах своих полномочий в решении вопросов местной жизни;

  7. выборности Советов, других органов местного самоуправления, их подотчетности населению;

  8. гласности и учета общественного мнения, постоянного информирования населения о принимаемых решениях по важнейшим вопросам и результатах их выполнения, предоставления каждому гражданину возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и законные интересы;

  9. сочетания местных и общегосударственных интересов, участия органов местного управления и самоуправления в решении вышестоящими органами вопросов, затрагивающих интересы населения соответствующей территории;

  10. ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Большинство принципов, закрепленных в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» не нуждаются в комментариях. Принципы, указанные в пунктах 1, 2, 6, 9, 10 можно охарактеризовать как общедемократические нормы формирования и функционирования органов местной власти.

В то же время здесь имеются отдельные внутренние противоречия. Закон устанавливает принципы местного управления и самоуправления в систему которых входят и представительные, и исполнительные органы. В то же время, пункты 6 и 7 относятся только к представительным органам.

Пункты 3, 4, 5 посвящены принципам взаимодействия органов местного управления и самоуправления. При этом пункт 4 требует разграничения компетенции представительных и исполнительных органов, а пункт 5 – единства системы местного управления и самоуправления. Реализация этих принципов порождает дискуссии и противоречия как среди ученых, так и управленцев-практиков.

В целом, принципиальные вопросы разграничения полномочий представительных и исполнительных органов (по горизонтали), органов местного управления и самоуправления различных территориальных уровней (по вертикали) не нашли должного разрешения в белорусском законодательстве.

Сравнивая основные принципы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь с принципами, закрепленными в Европейской Хартией можно отметить, что в Хартии отсутствуют положения, соответствующие принципам местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, обозначенным пунктами 3, 5, 7 и 8. В пунктах 3 и 5 отображены особенности структуры органов местной власти Беларуси, в которой выделяются две системы – органов управления и органов самоуправления. В тоже время отсутствие в Хартии положений о гласности и подотчетности органов местной власти населению (пункты 7 и 8) является, на наш взгляд, одним из ее недостатков. Формируемые в ряде стран Европы по пропорциональной избирательной системе, органы самоуправления обладают свободным мандатом и неподотчетны избирателям.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что принципы организации местного управления и самоуправления в Республике Беларусь, имея национальные особенности и отдельные недостатки, в целом, соответствуют международным требованиям, изложенным в Европейской Хартии местного самоуправления.