logo search
DO_ak_mupravs

Характеристика Германской модели местного самоуправления

В Германии используют смешанные принципы организации системы разделения властей и устройства муниципальных институтов. Здесь можно найти черты, уже знакомые по опыту США, Франции и Великобритании. Исторически это объясняется тем, что современная система разделения властей была сформирована после окончания Второй мировой войны. Поскольку Германия была разбита на оккупационные зоны, в каждой из них держава-победительница строила власть по той модели, которая была наиболее знакома и приемлема. Понятно, что всякий раз это оказывалась собственная национальная модель муниципальных институтов.

Немецкое законодательство по проблемам самоуправления реализует принцип «слабого центра – сильных земель», поэтому нормативное регулирование местного самоуправления наиболее децентрализовано и фрагментарно, по сравнению с другими европейскими государствами.

Общей тенденцией является передача значительной части дел вниз, на места. Каждая Земля самостоятельно регулирует условия самоуправления, определяя его компетенцию, права, обязанности и формы контроля, достаточно гибко подстраиваясь под местные особенности. Причем, немцев не смущает факт, что в разных Землях одинаковые вопросы могут попасть в компетенцию либо Правительства, либо Земли, либо местного самоуправления.

Общефедерального закона о местном самоуправлении в ФРГ нет. Но Конституция ФРГ гласит: «Общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества». Более детально вопросы формирования и функционирования МСУ регламентируются законодательствами Земель.

В Германии существуют 2 уровня местного самоуправления:

  1. общины (коммуны);

  2. районы (округа).

Общины (gemeinde) или коммуны (kommunes) функционируют на уровне населенных мест.

Большинство вопросов местных сообществ решается на уровне общины (коммуны).

Как правило, они выполняют все функции, отвечающие интересам населения: подготовка планов развития, регистрация актов гражданского состояния, строительство и поддержание местных дорог, детских садов, начальных школ, строительство и поддержание очистных сооружений и другие. В случаях, если собственных ресурсов общин недостаточно, для решения конкретных задач могут создаваться «ассоциации общей цели».

Наряду с коммунальными проблемами общины могут решать и вопросы государственного уровня на своей территории. Государству порой выгодно использовать для решения какого-либо вопроса возможности общины, а не подключать свои административные структуры. При этом государство имеет право давать общине указания обязательные для исполнения и обязано финансировать деятельность общины по их исполнению. В результате у общины имеются два субъекта управления – население и государство.

Местные органы власти общины представлены, как правило, представительным органом и подчиненным ему исполнительным органом. В Германии сложились 4 основные модели общинного самоуправления, которые будут нами рассмотрены.

Районы объединяют несколько общин и играют роль своеобразных компенсаторов различных организационных и финансовых возможностей общин. У районов своеобразное правовое положение. У них нет конкретной сферы деятельности, непосредственно гарантированной конституцией Федерации. Районы решают на своей территории те вопросы, которые им определил законодатель Земли. Например, они ответственны за строительство дорог районного значения, содержание районных больниц, сберкасс, и другие вопросы, которые не в состоянии решить общины.

В районе избирается представительный орган 20-80 человек. Исполнительную власть осуществляет районный директор избираемый советом.

Местные власти районов используются государством для решения государственных задач в большей степени, чем власти общин.