Характеристика Германской модели местного самоуправления
В Германии используют смешанные принципы организации системы разделения властей и устройства муниципальных институтов. Здесь можно найти черты, уже знакомые по опыту США, Франции и Великобритании. Исторически это объясняется тем, что современная система разделения властей была сформирована после окончания Второй мировой войны. Поскольку Германия была разбита на оккупационные зоны, в каждой из них держава-победительница строила власть по той модели, которая была наиболее знакома и приемлема. Понятно, что всякий раз это оказывалась собственная национальная модель муниципальных институтов.
Немецкое законодательство по проблемам самоуправления реализует принцип «слабого центра – сильных земель», поэтому нормативное регулирование местного самоуправления наиболее децентрализовано и фрагментарно, по сравнению с другими европейскими государствами.
Общей тенденцией является передача значительной части дел вниз, на места. Каждая Земля самостоятельно регулирует условия самоуправления, определяя его компетенцию, права, обязанности и формы контроля, достаточно гибко подстраиваясь под местные особенности. Причем, немцев не смущает факт, что в разных Землях одинаковые вопросы могут попасть в компетенцию либо Правительства, либо Земли, либо местного самоуправления.
Общефедерального закона о местном самоуправлении в ФРГ нет. Но Конституция ФРГ гласит: «Общинам должно быть гарантировано право регулировать в рамках закона под свою ответственность все дела местного сообщества». Более детально вопросы формирования и функционирования МСУ регламентируются законодательствами Земель.
В Германии существуют 2 уровня местного самоуправления:
общины (коммуны);
районы (округа).
Общины (gemeinde) или коммуны (kommunes) функционируют на уровне населенных мест.
Большинство вопросов местных сообществ решается на уровне общины (коммуны).
Как правило, они выполняют все функции, отвечающие интересам населения: подготовка планов развития, регистрация актов гражданского состояния, строительство и поддержание местных дорог, детских садов, начальных школ, строительство и поддержание очистных сооружений и другие. В случаях, если собственных ресурсов общин недостаточно, для решения конкретных задач могут создаваться «ассоциации общей цели».
Наряду с коммунальными проблемами общины могут решать и вопросы государственного уровня на своей территории. Государству порой выгодно использовать для решения какого-либо вопроса возможности общины, а не подключать свои административные структуры. При этом государство имеет право давать общине указания обязательные для исполнения и обязано финансировать деятельность общины по их исполнению. В результате у общины имеются два субъекта управления – население и государство.
Местные органы власти общины представлены, как правило, представительным органом и подчиненным ему исполнительным органом. В Германии сложились 4 основные модели общинного самоуправления, которые будут нами рассмотрены.
Районы объединяют несколько общин и играют роль своеобразных компенсаторов различных организационных и финансовых возможностей общин. У районов своеобразное правовое положение. У них нет конкретной сферы деятельности, непосредственно гарантированной конституцией Федерации. Районы решают на своей территории те вопросы, которые им определил законодатель Земли. Например, они ответственны за строительство дорог районного значения, содержание районных больниц, сберкасс, и другие вопросы, которые не в состоянии решить общины.
В районе избирается представительный орган 20-80 человек. Исполнительную власть осуществляет районный директор избираемый советом.
Местные власти районов используются государством для решения государственных задач в большей степени, чем власти общин.
- Лекция 1. Современные подходы к понятию и сущности местного самоуправления Понятия «управление» и «самоуправление»
- Первобытная демократия
- Общественное самоуправление
- Самоуправление в процессе производства
- Местное самоуправление
- Местное самоуправление как местная власть
- Особенности местной власти
- Современные подходы к понятию местного самоуправления
- Субъект и объект местного самоуправления
- Цели местного самоуправления
- Задачи местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №1
- Лекция 2. Принципы формирования и деятельности органов местного самоуправления Понятие «принцип»
- Роль организационно-методологических принципов в формировании и функционировании системы местного самоуправления
- Европейская Хартия местного самоуправления
- Сравнительный анализ принципов формирования и деятельности органов местного самоуправления в Республике Беларусь и в странах Европейского Союза
- Особенности принципов местного управления и самоуправления в Республике Беларусь.
- Контрольные вопросы к лекции №2
- Лекция 3. Организация (устройство) местного самоуправления Общие принципы организации местного самоуправления
- Монистическая (одноуровневая) модель
- Дуалистическая (двухуровневая) модель
- Триалистическая (трехзвенная) модель
- Представительный орган местного самоуправления
- Исполнительный орган местного самоуправления
- Модель «совет – слабый мэр»
- Модель «совет – сильный мэр»
- Модель «совет – управляющий»
- Комбинированная система местного самоуправления
- Комиссионная система местного самоуправления
- Другие модели
- Контрольные вопросы к лекции №3
- Лекция 4. Территориальные основы местного самоуправления Общие принципы территориальной организации местного самоуправления
- Естественные и искусственные территориальные единицы
- Поселенческий и территориальный принципы формирования органов местного самоуправления
- Населенные пункты Республики Беларусь
- Административно-территориальное деление Республики Беларусь
- Контрольные вопросы к лекции №4
- Федеративные государства, существовавшие в прошлом
- Современные федеративные государства
- Права местного самоуправления
- «Позитивное» и «негативное» регулирование полномочий органов местного самоуправления
- Обязанности местного самоуправления
- Разделение власти Сущность разделения власти
- Вертикальная организация (разделение) власти
- Горизонтальная организация (разделение) власти
- Функциональная организация (разделение) власти
- Взаимоотношения государства и местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №5
- Лекция 6. Современные теории и модели местного самоуправления. Контроль за самоуправлением Теории местного самоуправления
- Современные модели местного самоуправления
- Англосаксонская модель
- Континентальная модель
- Иберийская модель
- Советская модель
- Контроль за самоуправлением
- Контроль населения
- Внутренний контроль
- Государственный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №6
- Лекция 7. Формирование органов местного самоуправления Формирование исполнительного органа местного самоуправления
- Формирование исполнительного комитета областного территориального уровня
- Формирование исполнительного комитета базового территориального уровня
- Формирование местной администрации.
- Формирование исполнительного комитета первичного территориального уровня
- Формирование представительного органа местного самоуправления
- Избирательное право
- Избирательные системы
- Виды выборов
- Избирательные цензы
- Избирательные комиссии
- Регистрация избирателей (списки)
- Выдвижение кандидатов в депутаты
- Финансирование выборов
- Голосование
- Наблюдатели
- Контрольные вопросы к лекции №7
- Лекция 8. Становление местного самоуправления в беларуси
- Ранние формы самоуправления
- Вече в Новгороде
- Сословное самоуправление
- Дворянское самоуправление
- Городское самоуправление
- Крестьянское самоуправление
- Местные органы власти Великого княжества Литовского
- Магдебургское право
- Земское самоуправление
- Органы местной власти в «советский» период
- Возрождение местного самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции №8
- Лекция 9. Система местного управления и самоуправления в республике беларусь Нормативно правовая база местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Организационная структура местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Представительные органы
- Исполнительные и распорядительные органы
- Территориальное общественное самоуправление (тос)
- Местный референдум
- Собрания граждан
- Правотворческая инициатива граждан
- Общая оценка организационной структуры местного управления и самоуправления в Республике Беларусь
- Природные ресурсы
- Местный бюджет
- Расходы местного бюджета
- Укрепление экономической базы местного управления и самоуправления
- Контрольные вопросы к лекции 10
- Выдержки из бюджета 2008
- 1. В полном объеме зачисляются в бюджеты областей и г.Минска:
- 1.1. Налоговые доходы:
- 3. Областные и Минский городской Советы депутатов:
- 3.1. Направляют из местных бюджетов средства на:
- Лекция 11. Муниципальные институты сша Государственное устройство сша
- Исполнительная власть
- Судебная власть
- Административно-территориальное деление сша и основы местного самоуправления в сша
- Основы местного самоуправления в сша
- Функции, исполняемые муниципальными органами власти
- Местная власть как публичная корпорация
- Модели местного самоуправления
- Финансы самоуправления
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции 11
- Лекция 12. Муниципальные институты великобритании Государственное устройство Великобритании
- Государственная власть
- Исполнительная власть
- Система корпоративного местного управления
- Местное управление в Англии
- Местное управление в Уэльсе
- Местное управление в Шотландии
- Местное управление в Северной Ирландии
- Местное управление в Лондоне
- Корпорация Лондонского Сити
- Финансы самоуправления
- Контроль за местным управлением
- Контрольные вопросы к лекции №12
- Лекция 13. Муниципальные институты франции Государственное устройство и административно-территориальное деление Франции
- Особенности системы местного самоуправления во Франции
- Характеристика территориальных самоуправляющихся коллективов
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция органов самоуправления региона.
- Департамент
- 1. Устройство самоуправления
- Коммуна
- 1. Устройство самоуправления
- 2. Компетенция
- 3. Мэр коммуны
- Париж – коммуна и департамент
- 1. Париж как коммуна
- 2. Париж как «департамент»
- 3. Финансы Парижа
- Финансы самоуправления во Франции
- Контроль за самоуправлением
- 1. Меры опеки
- 2. Административный контроль
- Контрольные вопросы к лекции №13
- Лекция 14. Муниципальные институты германии. Государственное устройство Германии
- Административное деление Германии
- Характеристика Германской модели местного самоуправления
- Модели местного самоуправления в Германии
- Положение о магистрате
- Положение о бургомистре
- С еверогерманское положение о совете
- Южногерманское положение о совете
- Финансы самоуправления
- 1. Налоги
- 2. Централизованные ассигнования (дотации)
- 3. Кредитное финансирование
- Контроль за самоуправлением
- Контрольные вопросы к лекции №14