logo search
pahomov-2005

§ 5. Система государственных органов Украины

у,Система государственных органов является важнейшим ■Иститутом конституционного права. Часто ее называют Госаппаратом, благодаря которому и осуществляется госу-|Цфственная власть и функции государства. К госаппарату относятся органы и организации; коллективные, коллеги-

39

альные и единоличные; высшие и местные органы власти; законодательный, исполнительные, судебные органы и ряд других органов.

Общим для всех перечисленных органов есть то, что каждый из них имеет конкретные полномочия, объем и характер которых напрямую зависит от целей и задач каж­дого из них и определяются они соответствующими зако­нодательными актами.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ. Именно народ осу­ществляет свою власть непосредственно и через органы госу­дарственной власти (ст. 5 Конституции Украины), а государ­ственная власть в Украине осуществляется, в свою очередь, по принципу ее разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполни­тельной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины (ст. 6 Конституции Украины).

Единственным органом законодательной власти в Укра­ине является парламент —Верховная Рада Украины. (* Пар­ламент» — слово французского происхождения и означа­ет — говорить). Название нашего парламента пришло к нам из нашей истории — Княжа Рада, Рада старейшин, казац­кая Рада, Центральная Рада. Однако в разных странах парламент называют по-разному. Парламенты ряда стран нередко сохранили свои исторические названия, которые имели представительские органы еще в эпоху феодализма. Так, например, парламент Испании и в наши дни называ­ется кортесами, в Нидерландах — генеральными штатами, в Англии — парламентом.

Часто они имеют другое официальное название. Так в США парламент именуется конгрессом, в Швейцарии — фе­деральным собранием, в Польше — сеймом, в Албании и Болгарии — народным собранием.

Сугубо индивидуальные названия имеют парламенты скандинавских государств. В Норвегии — это стортинг, в Дании — фолькетинг, в Израиле — кнессет, а в некоторых странах Азии — меджлис.

Следует отметить, что в мировой практике преобладают двухпалатные парламенты. В Австрии это: Национальное собрание и Федеральный совет. В Англии: палата громад и палата лордов. В Италии: палата депутатов и Сенат. В Ка­наде: палата громад и Сенат. В США: палата представителей и Сенат. Во Франции: национальное собрание и Сенат.

40

Конституционный количественный состав украинского Парламента — 450 народных депутатов, которые избира-зоёся сроком на пять лет на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. В соответствии с Законом Украины «О внесе­нии изменений в Конституцию Украины в ст.77 сказано, й)№о очередные выборы в парламент состоятся в последнее ^воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Верховной Рады Украины.

: Верховная Рада работает сессионно и является полно­мочной при условии избрания не менее 2/3 от ее конститу­ционного состава.

Первое заседание парламента открывает старший по воз­расту народный депутат (ст. 82 Конституции Украины).

Очередные сессии Верховной Рады Украины начинают свою работу в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Внеочередные сессии парламента созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию Президента или не менее 1/3 народных депу­татов, (ст.83 Конституции Украины). Решения парламента принимаются исключительно на его пленарных заседаниях путем личного голосования народных депутатов.

Порядок работы украинского парламента установлен Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады

Украины.

Народные депутаты Украины осуществляют свои полно­мочия на постоянной основе, но не могут иметь другого Д^редставительского мандата, состоять на государственной - службе или заниматься предпринимательской деятельнос-: тью, исключением является научная, преподавательская |о'Ц другая творческая работа.

Полномочия народных депутатов Украины предусмо-

I

№.. трены ст. 78 Конституции Украины, Законом Украины

' «О статусе народного депутата Украины».

., Перед вступлением в должность народные депутаты

4 Украины приносят присягу на верность Украине и украин-

'» скому народу.

^1 ' В большинстве странах мира депутаты имеют непри-Щжосновенность в основном в период парламентских сессий. Рр Америке и в ряде англоязычных стран депутатская непри-новенность в сфере уголовно-правовых отношений не тс .существует вообще. Так, например, в Бельгии и Люксембур-л Ьв рассмотрение уголовного дела, начатого до начала работы

41

сессии, может быть приостановлено на ее период по требова­нию депутатов, а сам депутат временно освобожден.

Народным депутатом Украины также гарантируется депутатская неприкосновенность (ст.80 Конституции Укра­ины).

Для руководства своей деятельностью парламент Укра­ины избирает из своего состава Председателя Верховной Рады, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады и может отозвать их. Полномочия Пред­седателя Верховной Рады Украины предусмотрены ст. 88 Конституции Украины.

Конституция закрепляет широкие полномочия украин­ского парламента, которые обозначают его место и роль, как среди органов государственной власти, так и в государ­стве в целом.

Вопрос о полномочиях украинского парламента чрезвы­чайно широкий, как и сами полномочия, которые опреде­лены в ст. 85 Основного Закона Украины.

Полномочия Верховной Рады можно обозначить следу­ющими функциями :

I. Законотворческая: принятие законов; внесение из­менений в Конституцию.

П. Функция утверждения:

  1. бюджета государства;

  2. общегосударственных программ;

  3. структуры, функций и численности вооруженных сил страны;

  4. утверждение решений о предоставлении Украиной займов, а также о предоставлении займов Украине;

  5. утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов права частной собствен­ности.

III. Функция назначения:

  1. всеукраинского референдума;

  2. выборов Президента Украины в сроки, предусмотрен­ные Конституцией;

  3. Назначения по представлению Президента Украины Премьер-министра, Министра обороны, Министра ино­странных дел (по результатам выборов и на основе урегу­лирования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство депутатов парламента от его конституционного состава. Коалиция депутатских фракций вносит предложение Пре-

зиденту Украины относительно кандидатуры Премьер-ми­нистра Украины);

  1. Председателя Антимонопольного комитета;

  2. Председателя фонда госимущества;

  3. Председателя и других членов Счетной палаты;

  4. Уполномоченного Верховной Рады по правам чело­века; >

  5. Председателя Национального банка Украины по пред­ставлению Президента Украины;

  6. половины состава Национального Совета по телевиде­нию и радиовещанию;

  1. трети состава Конституционного Суда Украины;

  2. членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента.

IV. Функция: дача согласия:

  1. На назначение на должность и освобождение от долж­ности Президентом Украины Генерального прокурора;

  2. Дача согласия законом на обязательность междуна­родных договоров и денонсацию международных договоров Украины.

V. Функция: осуществления контроля:

  1. за деятельностью Кабмина;

  2. за исполнением Госбюджета страны;

  3. за использованием предоставленных Украине займов.

VI. Другие полномочия:

1) определение основ внутренней и внешней политики

государства;

  1. заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента о внутреннем и внешнем.положении государ­ства;

  2. смещение Президента Украины с поста в порядке им­пичмента;

  3. рассмотрение и принятие решений по одобрению Про­граммы деятельности Кабмина;

  4. одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам.

К перечисленным функциям деятельности Верховной Рады Украины можно еще добавить такие основные как: политические, экономические, оборонные, социальные, культурные, экологические и ряд других.

Являясь единственным законодательным органом в го­сударстве парламент принимает законы, постановления и иные акты большинством от своего конституционного со­става, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.

Основной Закон обозначает и широкий круг вопросов, которые парламент может решать исключительно через принятие соответствующих законов.

Таким образом, можно сделать вывод, что без участия парламента в нашей стране не обходится формирование важнейших государственных органов и назначение долж­ностных лиц, определение наших прав и обязанностей, формирование правового режима собственности и основ социальной защиты и даже определение государственных праздников.

Являясь единственным законодательным органом в го­сударстве, основной функцией парламента является все-таки законотворчество.

Законодательный процесс проходит несколько этапов. Прежде всего, Основным Законом государства определяет­ся круг субъектов, которым предоставляется право законо­дательной инициативы. В соответствии сост. 93 Конститу­ции Украины и Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» право законодательной иници­ативы принадлежит Президенту Украины, правительству и народным депутатам. Другие субъекты тоже могут вно­сить свои предложения относительно изменений, ликвида­ции или создания новых законов, однако они не будут обязательно рассмотрены парламентом. Рассмотрение за­конопроектов в парламенте осуществляется в соответствии с определенной очередностью.

Вторым этапом законодательного процесса является разработка законопроекта. Она осуществляется: 1) по поручению Верховной Рады, парламентских комитетов; 2) правительством (например, бюджет); 3) по инициативе граждан и предприятий.

Рассмотрение законопроектов парламентом осуществля­ется в трех чтениях. Во время первого чтения на пленарном заседании парламента обсуждаются основные положения данного законопроекта. Первым выступает инициатор про­екта, затем его содокладчики и после их выступления на­чинается обсуждение. Если же народные депутаты, в основ­ном, позитивно оценивают проект закона, то он передается в соответствующий комитет для доработки. Когда проект будет доработан соответствующим комитетом с учетом вы­сказанных замечаний и предложений, проходит второе, постатейное чтение данного законопроекта, на котором детально обсуждаются все статьи и одобряются народными

депутатами. Заключительной стадией законодательного процесса является третье чтение проекта, во время которо­го закон принимается абсолютным большинством голосов. Для принятия конституционного закона необходимо, чтобы его поддержали 2/3 депутатов от конституционного состава парламента.

Принятый парламентом закон подписывает Председа­тель Верховной Рады и направляет его на подпись Прези­денту, который в течение 15 дней обязан ознакомиться с ним и либо одобрить и подписать его, либо отклонить, т.е. на­ложить на закон вето (такое право имеет наш Президент), не подписывать его, а вернуть в парламент, с аргументиро­ванными замечаниями и дополнениями для повторного рассмотрения. Если Президент подписывает закон, он дол­жен быть официально обнародован в течение 10 дней.

Если самим законом не предусмотрены определенные сроки вступления его в силу, то он вступает в силу через 10 дней со дня его официального обнародования, однако не ранее дня его опубликования.

В течение 5 дней закон публикуется в газете «Голос Укра­ины», а в течение 30 дней в «Ведомостях Верховной Рады

Украины».

Таков круг полномочий единственного законодательно­го органа государства Верховной Рады Украины.

Президент — слово латинского происхождения и озна­чает «тот, который сидит впереди». Впервые этот пост был введен в 1787 году Конституцией Соединенных Штатов Америки. Первыми государствами Европы, введшими пост президента были Франция и Швейцария в 1848 году.

Роль и полномочия президента в президентских, парла­ментских и смешанных республиках различны.

Первый Президент Украины был избран всенародно 1 де­кабря 1991 года. Как глава государства он является наи­высшим должностным лицом в государстве. Президент Украины не входит ни в одну ветвь государственной власти, однако является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражда­нина.

Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет и не может избираться более 2 сроков подряд.

44

45

Президент не может иметь иной представительский мандат, заниматься предпринимательской деятельнос­тью.

Президентом Украины может быть: гражданин, имею­щий право голоса, проживающий в Украине последние 10 лет, владеющий украинским языком и достигший 35-лет­него возраста на день избрания.

Очередные выборы Президента нашего государства про­водятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года его полномочий. На свой пост он вступает не позднее, чем через 30 дней после официального оглашения резуль­татов выборов и принесения присяги украинскому народу.

Полномочия Президента Украины обозначены ст. 106 Конституции Украины.

Президент Украины:

Президент Украины издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению. Акты Президента, изданные в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 5,18, 21 и 23 ст. 106, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выпол­нение.

В случае досрочного прекращения полномочий Прези­дента Украины в соответствии со ст. 108, 109, 110 и 111, обязанности Президента Украины на период до избрания и

вступления на пост нового Президента возлагается на Пред­седателя Верховной Рады Украины.

В соответствии со статьей 6 нашей Конституции, кроме законодательной власти в вашей стране есть исполнитель­ная власть, и функцию государственного управления осу­ществляют органы, которые составляют самостоятельную систему органов исполнительной власти.

Важнейшим признаком этой системы является един­ство целевого назначения составляющих ее органов, кото­рые практически и осуществляют функции нашего госу­дарства.

Функциональное назначение этих органов — это осу­ществление исполнительно-распорядительной деятельно­сти по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферы жизни нашего общества.

Для исполнения этих функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочия­ми. Каждый орган этой ветви власти имеет свою, четко сформированную компетенцию, т.е. совокупность властных полномочий и подведомственность.

В соответствии со ст. 113 Конституции Украины Кабинет Министров правительства Украины является высшим ор­ганом в системе органов исполнительной власти. VI разделом Конституции и другими законодательными актами опреде­ляется правовой статус украинского правительства.

Правительство Украины состоит из :

Персональный состав Кабинета Министров назначается парламентом по представлению Премьер-министра. Пре­мьер-министр руководит работой правительства, направля­ет его деятельность на выполнение принятых программ.

Деятельность правительства основывается на принци­пах:

  1. разделения государственной власти;

  2. верховенства права и законности;

  3. коллегиальности;

  4. гласности и открытости;

  1. профессионализма и научного подхода к своей дея­тельности.

46

47

Кабинет Министров в пределах своей компетенции из- ; дает постановления и распоряжения, являющиеся обяза- 1 тельными к исполнению. Отставка Премьер-министра влечет отставку всего состава правительства (ст. 115). !

Вертикаль исполнительной власти составляют мини­стерства, госкомитеты, ведомства, управления и местные органы исполнительной власти (местные государственные администрации, которые осуществляют исполнительно-распорядительную функцию на местах. Все эти органы обеспечивают осуществление государственной политики.

В соответствии с принципом разделения государственной власти в правовом государстве судебная власть является самостоятельной и независимой. Судебная власть призвана охранять право, правовые устрой государственной и обще­ственной жизни от любых нарушений, кто бы их не совер­шал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны законода­тельных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение вла­стей и народовластие.