§ 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
Действующее законодательство уделяет особое внимание правовому статусу чрезвычайных экологических ситуаций. По решению Верховной Рады отдельные территории страны могут быть объявлены зонами экологической катастрофы, повышенной экологической опасности или относиться к другим категориям чрезвычайных экологических ситуаций. Условия проживания или пребывания в таких зонах определяются сиетргальным законодательством.
Зонами экологической катастрофы объявляются территории, где вследствие деятельности человека или разрушительного влияния стихийных сил природы возникли стойкие иличаеобратимые негативные изменения в окружающей среде, приведшие к условиям невозможности 'Проживания в них населения и ведения хозяйственной деятельности. В современных условиях одинаково опасными явяяются зоны экологических катастроф, которые возникли как в результате деятельности человека, так ив силу стихийных, явлений в природе. ■
Это подтверждается экологическими последствиями Чернобыльской 1сатастрофы, которые являются следствием просчетов человеческой деятельности, н экологическими последствиями паводковых затоплений в Закарпатской области, происшедших в связи с проявлениями стихийных
сил природы.
Зонами повышенной экологической опасности объявляются территории, где вследствие деятельности человека
317
или разрушительного влияния стихийных сил природы в окружающей природной среде на длительное время возникли негативные изменения, которые ставят под угрозу здоровье человека, сохранение природных объектов и ограничивают ведение хозяйственной деятельности. Повышенная экологическая опасность в настоящее время в нашей стране характерна для отдельных городов, промышленных центров и некоторых регионов.
Виды экологически опасных зон, их правовой статус и юридические последствия, следующие из факта отнесения соответствующих территорий к установленным категориям экологического бедствия, определяются законодательством. В нем могут быть предусмотрены также компенсационные выплаты и социальные льготы гражданам, проживающим или временно находящимся на таких территориях и в соответствующих условиях.
Деятельность предприятий и эксплуатация хозяйственных объектов, причиняющих вред окружающей природной среде,могут бытьвременно прекращены или вообще запрещены. С целью предотвращения техногенных влияний на окружающую природную среду в законодательном порядке предусматриваются обязательная разработка и осуществление мер по предотвращению аварий и ликвидации их вредных последствий. Государственные органы экологического контроля обязаны систематически осуществлять проверки состояния экологически опасных объектов и выполнения требований по их безопасной эксплуатации.
В случаях возникновения аварий, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, предприятия, учреждения и организации обязаны немедленно приступить к ликвидации их последствий. Владельцы предприятий или их должностные лица, руководители учреждений и организаций обязаны немедленно проинформировать о происшедших авариях и принятых мерах по ликвидации их последствий органы государственной власти и местного самоуправления, органы здравоохранения и специально уполномоченные органы государственного управлений в области охраны окружающей природной среды.
§ 9. Разрешение споров и —...^ ответственность в сфере охраны окружающей природной среды
Разрешение споров в сфере охраны окружающей природной среды осуществляется судами общей юрисдикции и хозяйственными судами, Советами народных депутатов или созданными ими органами, в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством. При этом опоры при участии граждан рассматриваются общими судами, а споры при участии предприятий — хозяйственными судами. Споры предприятий, учреждений и организаций Украины в области охраны окружающей природной среды с предприятиями, учреждениями и организациями других государств рассматриваются комиссиями, создаваемыми на паритетных началах из представителей Украины и заинтересованных государств, или третейскими судами. Условия и порядок рассмотрения таких споров определяются как украинским национальным законодательством, так и нормами международного права охраны окружающей природной среды.
Юридическая ответственность в области охраны окружающей природной среды наступает за совершение правонарушения и влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность. Она применяется к юридическим и физическим лицам, виновным в нарушении требований законодательства об охране окружающей природной среды. Природоохранное > законодательство определяет следующие правонарушения, влекущие юридическую ответственность: нарушение прав граждан на экологически безопасную окружающую природную среду; нарушение норм экологической безопасности; нарушение требований законодательства при проведении экологической экспертизы; невыполнение требований государственной экологической экспертизы; нарушение экологических требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в действие, эксплуатации я ликвидации предприятий, сооружений, средств передвижения и других объектов; допущение сверхнормативных, аварийных и залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую природную среду; превышение лимитов и нарушение других требований использования природных
319
318
ресурсов; самовольное специальное использование ресурсов; нарушение сроков внесения платежей за использование ресурсов и загрязнение окружающей природной среды; неупотребление мер относительно предупреждения и ликвидации экологических последствий аварий и другого вредного влияния на окружающую природную среду; невыполнение распоряжений органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, и оказание сопротивления их представителям; нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсических; и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов; невыполнения требований охраны территорий и объектов природно-заповедного фонда и других территорий, подлежащих особой охране, видов животных и растений, «внесенных в Красную и Зеленую книгу; унижение чести и достоинства работников, осуществляющих контроль в области охраны окружающей среды, и посягательство на их жизнь и здоровье и т.п.
Приведенный перечень экологических правонарушений не является исчерпывающим. Действующим законодательством установлена юридическая ответственность н за другие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды. Так, в соответствии с ч. б ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» незаконно добытые в природе ресурсы и изготовленная из них продукция подлежат безвозмездному изъятию, а орудие правонарушения — конфискации. Полученные от их реализации доходы направляются в местные внебюджетные фонды охраны окружающей природной среды.
Должностные лица и специалисты, виновные в нарушении требований к охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности, по представлениям государственных органов охраны окружающей природной среды, согласно решениям их управленческих органов лишаются премий по основным результатам хозяйственной деятельности полностью или частично. Порядок лишения превши определяется действующим законодательством.
Применение мероприятий дисциплинарной, административной или уголовной ответственности не освобождает
виновных от компенсации ущерба, причиненного загрязнением окружающей природной среды и ухудшением качества природных ресурсов. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возмещать ущерб, причиненный ими вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, в порядке и размерах, установленных законодательством.
Ущерб, причиненный вследствие нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, подлежит компенсации, как правило, в полном объеме, без применения норм снижения размера взыскания и независимо от платы за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов. Лица, которым причинен такой вред, имеют право на возмещение неполученных прибылей за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воссоздания природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.
320
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13