§2. Государственное управление и его принципы
Государственное управление — подзаконная исполнительная деятельность органов исполнительной власти, направленная на практическое исполнение законов в процессе ежедневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Это разновидность социального управления, которая представляет собой деятельность органов исполнительной власти по практической реализации функций государства основанную непосредственно на законе.
Государственному управлению присущи следующие признаки:
исполнительно-распорядительный характер;
подзакояность;
масштабность и универсальность;
иерархаичяостъ;
б) непосредственно организующий характер.
Государственное управление бывает внешним и внутренним. .
Внешнее управление — это воздействие на субъектов, находящихся вне объекта управления.
50
51
Внутреннее управление — это организация деятельности внутри органов управления.
Государственное управление — это деятельность специально создаваемых органов и государственно-служебных должностей, составляющих систему органов исполнительной власти.
Свойства государственного управления:
Управление — это волевая деятельность, так как оно осуществляет влияние на волю и сознание субъектов и объектов соответствующих отношений.
Государственное управление носит исполнительный характер, поскольку непосредственно через него реализуются исполнительные акты.
Для государственного управления характерны отношения типа «власть — подчинение», главным элементом которых является юридически властное полномочие.
Органы, осуществляющие государственное управление, создаются в предусмотренном конституцией порядке, исключительно для реализации исполнительной власти.
Составной частью государственного механизма является аппарат управления, который охватывает всю совокупность органов исполнительной власти.
Принципы государственного управления — это основные начала, руководящие положения, которые определяют наиболее важные направления осуществления и организации управления.
Принято выделять такие группы принципов государственного управления:
1. Социально-политические:
демократизм, участие населения в управленческой деятельности государства (народность);
равноправность лиц разных национальностей;
равенство всех перед законом;
законность;
гласность и учет общественного мнения;
объективность.
2. Организационные принципы'образования аппарата исполнительной власти:
отраслевой;
функциональный;
территориальный.
3. Организационные принципы функционирования (де ятельности) аппарата исполнительной власти:
52
нормативность деятельности;
единоначалие;
коллегиальность;
раздел управленческой деятельности;
ответственность за принятые решения;
оперативная самостоятельность. Социально-политические принципы являются общими
принципами государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительной деятельности и все функционирующие в государстве управленческие структуры. Как правило, эти принципы закреплены в нормативном порядке. Основная часть их содержится в Конституции Украины.
Организационные принципы образования аппарата исполнительной власти обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и экономические условия, осуществляется распределение компетенции управленческих структур. Они призваны максимально эффективно распределить управленческий труд и исключить дублирование в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и нижестоящих участков аппарата управления.
Организационные принципы функционирования (деятельности) аппарата исполнительной власти применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур.
Принцип нормативности означает, что выбор применяемых субъектами управления методов, форм, процедур должен быть не произвольным, а происходить на основании соответствующих нормативных документов.
Принцип единоначалия выражается в том, что определенный орган исполнительной власти возглавляет конкретное лицо, назначенное на соответствующую должность путем принятия управленческого акта.
Принцип коллегиальности предусматривает обсуждение важных вопросов коллективом специалистов, точка зрения которых учитывается при принятии решения.
Принцип ответственности за принятое решение имеет два аспекта. Во-первых, в результате его применения обеспечивается неотвратимость ответственности за ошибочные, принятые без учета объективных закономерностей и конкретных ситуаций решения, а во вторых, на его основании ответственность персонифицируется.
53
Важное значение для успешного осуществления государственного управления имеет реализация принципа оперативной самостоятельности. Нельзя предусмотреть и зафиксировать в документах, регламентирующих функционирование органов управления, все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении управленческой деятельности. Поэтому государство, определяя и закрепляя административно-правовыми нормами компетенцию органов исполнительной власти, предоставляет им соответствующие возможности и оперативный простор для самостоятельных действий.
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13