logo
pahomov-2005

§2. Государственное управление и его принципы

Государственное управление — подзаконная исполни­тельная деятельность органов исполнительной власти, направленная на практическое исполнение законов в про­цессе ежедневного и непосредственного руководства хозяй­ственным, социально-культурным и административно-по­литическим строительством. Это разновидность социаль­ного управления, которая представляет собой деятельность органов исполнительной власти по практической реализа­ции функций государства основанную непосредственно на законе.

Государственному управлению присущи следующие признаки:

  1. исполнительно-распорядительный характер;

  2. подзакояность;

  3. масштабность и универсальность;

  4. иерархаичяостъ;

б) непосредственно организующий характер.

Государственное управление бывает внешним и внутрен­ним. .

Внешнее управление — это воздействие на субъектов, находящихся вне объекта управления.

50

51

Внутреннее управление — это организация деятельности внутри органов управления.

Государственное управление — это деятельность специ­ально создаваемых органов и государственно-служебных должностей, составляющих систему органов исполнитель­ной власти.

Свойства государственного управления:

  1. Управление — это волевая деятельность, так как оно осуществляет влияние на волю и сознание субъектов и объ­ектов соответствующих отношений.

  2. Государственное управление носит исполнительный характер, поскольку непосредственно через него реализу­ются исполнительные акты.

  3. Для государственного управления характерны отно­шения типа «власть — подчинение», главным элементом которых является юридически властное полномочие.

  4. Органы, осуществляющие государственное управле­ние, создаются в предусмотренном конституцией порядке, исключительно для реализации исполнительной власти.

Составной частью государственного механизма является аппарат управления, который охватывает всю совокупность органов исполнительной власти.

Принципы государственного управления — это основ­ные начала, руководящие положения, которые определяют наиболее важные направления осуществления и организа­ции управления.

Принято выделять такие группы принципов государ­ственного управления:

1. Социально-политические:

2. Организационные принципы'образования аппарата исполнительной власти:

3. Организационные принципы функционирования (де­ ятельности) аппарата исполнительной власти:

52

принципами государственно-управленческой сферы. Они распространяются на все виды исполнительной деятель­ности и все функционирующие в государстве управленче­ские структуры. Как правило, эти принципы закреплены в нормативном порядке. Основная часть их содержится в Конституции Украины.

Организационные принципы образования аппарата ис­полнительной власти обеспечивают наиболее рациональный выбор субъектов управленческой деятельности. Исходя из этих принципов и учитывая конкретные социальные и эко­номические условия, осуществляется распределение ком­петенции управленческих структур. Они призваны макси­мально эффективно распределить управленческий труд и исключить дублирование в деятельности центральных и местных органов, вышестоящих и нижестоящих участков аппарата управления.

Организационные принципы функционирования (дея­тельности) аппарата исполнительной власти применяются для определения содержания деятельности конкретных управленческих структур.

Принцип нормативности означает, что выбор применя­емых субъектами управления методов, форм, процедур должен быть не произвольным, а происходить на основании соответствующих нормативных документов.

Принцип единоначалия выражается в том, что опреде­ленный орган исполнительной власти возглавляет конкрет­ное лицо, назначенное на соответствующую должность путем принятия управленческого акта.

Принцип коллегиальности предусматривает обсуждение важных вопросов коллективом специалистов, точка зрения которых учитывается при принятии решения.

Принцип ответственности за принятое решение имеет два аспекта. Во-первых, в результате его применения обе­спечивается неотвратимость ответственности за ошибоч­ные, принятые без учета объективных закономерностей и конкретных ситуаций решения, а во вторых, на его основа­нии ответственность персонифицируется.

53

Важное значение для успешного осуществления государ­ственного управления имеет реализация принципа оператив­ной самостоятельности. Нельзя предусмотреть и зафиксиро­вать в документах, регламентирующих функционирование органов управления, все ситуации, которые могут возникнуть при осуществлении управленческой деятельности. Поэтому государство, определяя и закрепляя административно-право­выми нормами компетенцию органов исполнительной власти, предоставляет им соответствующие возможности и оператив­ный простор для самостоятельных действий.