logo
pahomov-2005

§ 10. Реформирование административного права

Условия общественного развития диктуют постоянное изменение форм и методов государственно-управленческой деятельности. Необходимость таких изменений особенно

76

77

громко заявляет о себе в кризисные периоды, когда система государственного управления не может обеспечить эффек­тивность управленческого воздействия, не успевая адек­ватно реагировать на трансформацию социально-экономи­ческих отношений.

Необходимость проведения административной реформы в Украине нашла свое отражение в Указе Президента Укра­ины от 7 июля 1997 года «О Государственной комиссии по проведению в Украине административной реформы» и «По­ложении о Государственной комиссии по проведению в Украине административной реформы», утвержденном Указом Президента Украины от 2 октября 1997 года, в которых указывается, что комплексная административная реформа должна радикально изменить систему государ­ственного управления всеми сферами общественной жизни, превратить ее в один из основных рычагов экономических и социальных реформ.

Указом Президента Украины от 22 июля 1998 года «О мерах по проведению Концепции административной реформы в Украине» принимается в основу осуществления реформирования системы государственного управления основные положения Концепции административной рефор­мы в Украине, разработанной Государственной комиссией по проведению в Украине административной реформы.

Целью административной реформы является поэтапное образование такой системы государственного управления, которая обеспечила бы становление Украины как высоко­развитого, правового, цивилизованного европейского госу­дарства с высоким уровнем жизни, социальной стабиль­ности, культуры и демократии, позволило бы ей занять достойное место в Европе и во всем мире. Однако, как от­мечают ведущие юристы Украины, Концепция не основы­вается на реалиях социально-экономической деятельности общества, имеет абстрактный характер, т.е. не имеет долж­ного научно-практического значения, а характеризуется учебно-рекомендательным характером. Более того, наблю­дается явное намерение притянуть институты администра­тивного права Украины к мировым правовым стандартам, обусловленным рыночными отношениями. Концепция не учитывает тех обстоятельств, что развитие и эффективность административного права или системы правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складыва­ющиеся в сфере исполнительной власти, прямо зависят от

того, насколько полно и правильно они отражают объек­тивные факторы социально-экономического развития украинского общества в условиях его перехода к рыночным отношениям, а также от их внутренней согласованности, стабильности и единства. Административное право стран с рыночной экономикой развивается и совершенствуется на основе признания приоритета какой-то одной формы соб­ственности (как правило, частной), что является экономи­ческой основой государства. Оно основывается на соответ­ствующем уровне производства и производительности труда, что обеспечивает рынок необходимой отечественной товарной массой, на стабильном, а не мобильном законода­тельстве, на высоком уровне правового сознания и культу­ры народа, в первую очередь, государственных служащих. Украина пока что не достигла уровня социально-экономи­ческого развития, который характеризуется указанными факторами. Поэтому механически переносить в нашу дей­ствительность институты административного права раз­витых зарубежных стран — пустая затея. Это не означает, что административное право Украины не должно совер­шенствоваться. Но совершенствование должно происхо­дить с учетом реалий социально-экономического состояния Украины.

78