logo
pahomov-2005

§ 1. Понятие финансового права и его источники

Существенные изменения в социально-политическом развитии Украины связаны с радикальной экономической реформой, демократизацией и формированием правового государства и гражданского общества, основанных на при­оритете прав и свобод граждан, равенстве всех форм соб­ственности.

Программа социально-экономических реформ, в состав которой входит финансовая деятельность государства, по­зволяет исполнительной власти через свои структуры про­водить реформирование экономических отношений и их правовое регулирование. Важная роль в этом принадлежит финансовому праву.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отноше­ния, возникающие в процессе плановой аккумуляции, рас­пределения и использования денежных фондов государст­вом, необходимых для выполнения задач, поставленных на каждом этапе его развития.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятель­ности — отношения по поводу формирования и расходова­ния централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств, необходимых государству для выполнения его функций. Однако в процессе финансовой деятельности государства возникают кроме финансовых отношений, на­пример, гражданские. Финансовое право распространяется

только на финансовые отношения. Это отношения, возни­кающие при установлении бюджетной системы, распреде­лении доходов и расходов между ее звеньями, составлении, рассмотрении, утверждении, выполнении бюджета и отчета о его выполнении; сборе платежей и налогов с юридических лиц и населения; финансировании и кредитовании; государ­ственном страховании государственных ссуд и организации сберегательного дела; регулировании денежной и валютной систем. Как видим, финансовым правом регулируются толь­ко организационно-имущественные правоотношения, воз­никающие по властной деятельности государства — в лице уполномоченных компетентных органов, относительно об­разования и использования им фондов денежных средств.

Дополнительным признаком отграничения одной отрас­ли права от другой является метод правового регулирова­ния — специфический способ властного влияния государ­ства на общественные отношения, осуществляемый с помо­щью правовых норм и других правовых средств.

Метод финансово-правового регулирования представля­ет собой совокупность средств влияния на участников фи­нансово-правовых отношений, характеризующийся юриди­ческими фактами, с которыми связываются возникновение финансовых правоотношений, правовым статусом их субъ­ектов и распределением прав и обязанностей между ними, видами санкций за нарушение предписаний государства и порядком их применения. Эти юридические признаки свой­ственны методам регулирования всех отраслей права. Фи­нансовому праву как и другим публичным отраслям, напри­мер, административному, присущ метод властных предпи­саний, метода субординации равенства сторон в финансовом праве не бывает.

Кроме этих методов, финансово-правовому регулирова­нию присущи и другие методы: рекомендации, исследова­ния и тому подобное. В настоящее время такие методы приобретают все большее применение.

Источники финансового права — это правовые акты органов законодательной и исполнительной власти и мест­ного самоуправления, в которых содержатся нормы финан­сового права.

Основным источником финансового права является Кон­ституция Украины от 28 июня 1996 г. Она закрепила основы правовой организации финансовой деятельности государст­ва, в частности, бюджетной деятельности. Также к источни-

80

81

кам финансового права принадлежат: нормативные акты Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, органов самоуправления. Особое место среди источников занимают нормативные акты Министер­ства финансов и Национального банка Украины и другие. Нужно отметить, что единого источника, типа кодекса, для данной отрасли нет. Отсутствуют кодификационные источники из отдельных разделов финансового права, хотя подготовка такого законодательства началась. Работа над формированием проекта Налогового кодекса Украины на­чалась еще в 1996 году. Налоговый кодекс должен быть единым, комплексным, рамочным законодательным актом, правовые нормы которого урегулировали бы взаимоотноше­ния в процессе отправления налогов, сборов и обязательных платежей между всеми субъектами отношений и стали ос­новой по формированию финансово-налоговой культуры всех и каждого.