§ 5. Система государственных органов Украины
у,Система государственных органов является важнейшим ■Иститутом конституционного права. Часто ее называют Госаппаратом, благодаря которому и осуществляется госу-|Цфственная власть и функции государства. К госаппарату относятся органы и организации; коллективные, коллеги-
39
альные и единоличные; высшие и местные органы власти; законодательный, исполнительные, судебные органы и ряд других органов.
Общим для всех перечисленных органов есть то, что каждый из них имеет конкретные полномочия, объем и характер которых напрямую зависит от целей и задач каждого из них и определяются они соответствующими законодательными актами.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является народ. Именно народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти (ст. 5 Конституции Украины), а государственная власть в Украине осуществляется, в свою очередь, по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины (ст. 6 Конституции Украины).
Единственным органом законодательной власти в Украине является парламент —Верховная Рада Украины. (* Парламент» — слово французского происхождения и означает — говорить). Название нашего парламента пришло к нам из нашей истории — Княжа Рада, Рада старейшин, казацкая Рада, Центральная Рада. Однако в разных странах парламент называют по-разному. Парламенты ряда стран нередко сохранили свои исторические названия, которые имели представительские органы еще в эпоху феодализма. Так, например, парламент Испании и в наши дни называется кортесами, в Нидерландах — генеральными штатами, в Англии — парламентом.
Часто они имеют другое официальное название. Так в США парламент именуется конгрессом, в Швейцарии — федеральным собранием, в Польше — сеймом, в Албании и Болгарии — народным собранием.
Сугубо индивидуальные названия имеют парламенты скандинавских государств. В Норвегии — это стортинг, в Дании — фолькетинг, в Израиле — кнессет, а в некоторых странах Азии — меджлис.
Следует отметить, что в мировой практике преобладают двухпалатные парламенты. В Австрии это: Национальное собрание и Федеральный совет. В Англии: палата громад и палата лордов. В Италии: палата депутатов и Сенат. В Канаде: палата громад и Сенат. В США: палата представителей и Сенат. Во Франции: национальное собрание и Сенат.
40
Конституционный количественный состав украинского Парламента — 450 народных депутатов, которые избира-зоёся сроком на пять лет на основе принципов всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования. В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины в ст.77 сказано, й)№о очередные выборы в парламент состоятся в последнее ^воскресенье последнего месяца пятого года полномочий Верховной Рады Украины.
: Верховная Рада работает сессионно и является полномочной при условии избрания не менее 2/3 от ее конституционного состава.
Первое заседание парламента открывает старший по возрасту народный депутат (ст. 82 Конституции Украины).
Очередные сессии Верховной Рады Украины начинают свою работу в первый вторник февраля и первый вторник сентября каждого года. Внеочередные сессии парламента созываются Председателем Верховной Рады Украины по требованию Президента или не менее 1/3 народных депутатов, (ст.83 Конституции Украины). Решения парламента принимаются исключительно на его пленарных заседаниях путем личного голосования народных депутатов.
Порядок работы украинского парламента установлен Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады
Украины.
Народные депутаты Украины осуществляют свои полномочия на постоянной основе, но не могут иметь другого Д^редставительского мандата, состоять на государственной - службе или заниматься предпринимательской деятельнос-: тью, исключением является научная, преподавательская |о'Ц другая творческая работа.
Полномочия народных депутатов Украины предусмо-
I
№.. трены ст. 78 Конституции Украины, Законом Украины
' «О статусе народного депутата Украины».
., Перед вступлением в должность народные депутаты
4 Украины приносят присягу на верность Украине и украин-
'» скому народу.
^1 ' В большинстве странах мира депутаты имеют непри-Щжосновенность в основном в период парламентских сессий. Рр Америке и в ряде англоязычных стран депутатская непри-новенность в сфере уголовно-правовых отношений не тс .существует вообще. Так, например, в Бельгии и Люксембур-л Ьв рассмотрение уголовного дела, начатого до начала работы
41
сессии, может быть приостановлено на ее период по требованию депутатов, а сам депутат временно освобожден.
Народным депутатом Украины также гарантируется депутатская неприкосновенность (ст.80 Конституции Украины).
Для руководства своей деятельностью парламент Украины избирает из своего состава Председателя Верховной Рады, Первого заместителя и заместителя Председателя Верховной Рады и может отозвать их. Полномочия Председателя Верховной Рады Украины предусмотрены ст. 88 Конституции Украины.
Конституция закрепляет широкие полномочия украинского парламента, которые обозначают его место и роль, как среди органов государственной власти, так и в государстве в целом.
Вопрос о полномочиях украинского парламента чрезвычайно широкий, как и сами полномочия, которые определены в ст. 85 Основного Закона Украины.
Полномочия Верховной Рады можно обозначить следующими функциями :
I. Законотворческая: принятие законов; внесение изменений в Конституцию.
П. Функция утверждения:
бюджета государства;
общегосударственных программ;
структуры, функций и численности вооруженных сил страны;
утверждение решений о предоставлении Украиной займов, а также о предоставлении займов Украине;
утверждение перечня объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации; определение правовых основ изъятия объектов права частной собственности.
III. Функция назначения:
всеукраинского референдума;
выборов Президента Украины в сроки, предусмотренные Конституцией;
Назначения по представлению Президента Украины Премьер-министра, Министра обороны, Министра иностранных дел (по результатам выборов и на основе урегулирования политических позиций формируется коалиция депутатских фракций, в состав которой входит большинство депутатов парламента от его конституционного состава. Коалиция депутатских фракций вносит предложение Пре-
зиденту Украины относительно кандидатуры Премьер-министра Украины);
Председателя Антимонопольного комитета;
Председателя фонда госимущества;
Председателя и других членов Счетной палаты;
Уполномоченного Верховной Рады по правам человека; >
Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;
половины состава Национального Совета по телевидению и радиовещанию;
трети состава Конституционного Суда Украины;
членов Центральной избирательной комиссии по представлению Президента.
IV. Функция: дача согласия:
На назначение на должность и освобождение от должности Президентом Украины Генерального прокурора;
Дача согласия законом на обязательность международных договоров и денонсацию международных договоров Украины.
V. Функция: осуществления контроля:
за деятельностью Кабмина;
за исполнением Госбюджета страны;
за использованием предоставленных Украине займов.
VI. Другие полномочия:
1) определение основ внутренней и внешней политики
государства;
заслушивание ежегодных и внеочередных посланий Президента о внутреннем и внешнем.положении государства;
смещение Президента Украины с поста в порядке импичмента;
рассмотрение и принятие решений по одобрению Программы деятельности Кабмина;
одобрение решений о предоставлении военной помощи другим государствам.
К перечисленным функциям деятельности Верховной Рады Украины можно еще добавить такие основные как: политические, экономические, оборонные, социальные, культурные, экологические и ряд других.
Являясь единственным законодательным органом в государстве парламент принимает законы, постановления и иные акты большинством от своего конституционного состава, кроме случаев, предусмотренных Конституцией.
Основной Закон обозначает и широкий круг вопросов, которые парламент может решать исключительно через принятие соответствующих законов.
Таким образом, можно сделать вывод, что без участия парламента в нашей стране не обходится формирование важнейших государственных органов и назначение должностных лиц, определение наших прав и обязанностей, формирование правового режима собственности и основ социальной защиты и даже определение государственных праздников.
Являясь единственным законодательным органом в государстве, основной функцией парламента является все-таки законотворчество.
Законодательный процесс проходит несколько этапов. Прежде всего, Основным Законом государства определяется круг субъектов, которым предоставляется право законодательной инициативы. В соответствии сост. 93 Конституции Украины и Законом Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» право законодательной инициативы принадлежит Президенту Украины, правительству и народным депутатам. Другие субъекты тоже могут вносить свои предложения относительно изменений, ликвидации или создания новых законов, однако они не будут обязательно рассмотрены парламентом. Рассмотрение законопроектов в парламенте осуществляется в соответствии с определенной очередностью.
Вторым этапом законодательного процесса является разработка законопроекта. Она осуществляется: 1) по поручению Верховной Рады, парламентских комитетов; 2) правительством (например, бюджет); 3) по инициативе граждан и предприятий.
Рассмотрение законопроектов парламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения на пленарном заседании парламента обсуждаются основные положения данного законопроекта. Первым выступает инициатор проекта, затем его содокладчики и после их выступления начинается обсуждение. Если же народные депутаты, в основном, позитивно оценивают проект закона, то он передается в соответствующий комитет для доработки. Когда проект будет доработан соответствующим комитетом с учетом высказанных замечаний и предложений, проходит второе, постатейное чтение данного законопроекта, на котором детально обсуждаются все статьи и одобряются народными
депутатами. Заключительной стадией законодательного процесса является третье чтение проекта, во время которого закон принимается абсолютным большинством голосов. Для принятия конституционного закона необходимо, чтобы его поддержали 2/3 депутатов от конституционного состава парламента.
Принятый парламентом закон подписывает Председатель Верховной Рады и направляет его на подпись Президенту, который в течение 15 дней обязан ознакомиться с ним и либо одобрить и подписать его, либо отклонить, т.е. наложить на закон вето (такое право имеет наш Президент), не подписывать его, а вернуть в парламент, с аргументированными замечаниями и дополнениями для повторного рассмотрения. Если Президент подписывает закон, он должен быть официально обнародован в течение 10 дней.
Если самим законом не предусмотрены определенные сроки вступления его в силу, то он вступает в силу через 10 дней со дня его официального обнародования, однако не ранее дня его опубликования.
В течение 5 дней закон публикуется в газете «Голос Украины», а в течение 30 дней в «Ведомостях Верховной Рады
Украины».
Таков круг полномочий единственного законодательного органа государства Верховной Рады Украины.
Президент — слово латинского происхождения и означает «тот, который сидит впереди». Впервые этот пост был введен в 1787 году Конституцией Соединенных Штатов Америки. Первыми государствами Европы, введшими пост президента были Франция и Швейцария в 1848 году.
Роль и полномочия президента в президентских, парламентских и смешанных республиках различны.
Первый Президент Украины был избран всенародно 1 декабря 1991 года. Как глава государства он является наивысшим должностным лицом в государстве. Президент Украины не входит ни в одну ветвь государственной власти, однако является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина.
Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 5 лет и не может избираться более 2 сроков подряд.
44
45
Президент не может иметь иной представительский мандат, заниматься предпринимательской деятельностью.
Президентом Украины может быть: гражданин, имеющий право голоса, проживающий в Украине последние 10 лет, владеющий украинским языком и достигший 35-летнего возраста на день избрания.
Очередные выборы Президента нашего государства проводятся в последнее воскресенье последнего месяца пятого года его полномочий. На свой пост он вступает не позднее, чем через 30 дней после официального оглашения результатов выборов и принесения присяги украинскому народу.
Полномочия Президента Украины обозначены ст. 106 Конституции Украины.
Президент Украины:
обеспечивает государственную независимость и национальную безопасность;
представляет наше государство на международной арене;
вносит по предложению коалиции депутатских фракций парламента представления о назначении Верховной Радой Украины Премьер-министра Украины в срок не позднее чем на 15 день после получения такого представления;
назначает на должность и освобождает с согласия парламента Генерального прокурора Украины;
назначает на должность и освобождает половину состава Совета НБУ, половину состава Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания;
имеет право вето в отношении принятых парламентом законов (кроме законов о внесении изменений в Конституцию Украины) с последующим возвращением их на повторное рассмотрение и др.
Президент Украины издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению. Акты Президента, изданные в пределах полномочий, предусмотренных пунктами 5,18, 21 и 23 ст. 106, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его выполнение.
В случае досрочного прекращения полномочий Президента Украины в соответствии со ст. 108, 109, 110 и 111, обязанности Президента Украины на период до избрания и
вступления на пост нового Президента возлагается на Председателя Верховной Рады Украины.
В соответствии со статьей 6 нашей Конституции, кроме законодательной власти в вашей стране есть исполнительная власть, и функцию государственного управления осуществляют органы, которые составляют самостоятельную систему органов исполнительной власти.
Важнейшим признаком этой системы является единство целевого назначения составляющих ее органов, которые практически и осуществляют функции нашего государства.
Функциональное назначение этих органов — это осуществление исполнительно-распорядительной деятельности по руководству хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферы жизни нашего общества.
Для исполнения этих функций органы исполнительной власти наделены государственно-властными полномочиями. Каждый орган этой ветви власти имеет свою, четко сформированную компетенцию, т.е. совокупность властных полномочий и подведомственность.
В соответствии со ст. 113 Конституции Украины Кабинет Министров правительства Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. VI разделом Конституции и другими законодательными актами определяется правовой статус украинского правительства.
Правительство Украины состоит из :
Премьер-министра;
Первого вице-премьер-министра;
вице-премъер-мйнистров;
министров.
Персональный состав Кабинета Министров назначается парламентом по представлению Премьер-министра. Премьер-министр руководит работой правительства, направляет его деятельность на выполнение принятых программ.
Деятельность правительства основывается на принципах:
разделения государственной власти;
верховенства права и законности;
коллегиальности;
гласности и открытости;
профессионализма и научного подхода к своей деятельности.
46
47
Кабинет Министров в пределах своей компетенции из- ; дает постановления и распоряжения, являющиеся обяза- 1 тельными к исполнению. Отставка Премьер-министра влечет отставку всего состава правительства (ст. 115). !
Вертикаль исполнительной власти составляют министерства, госкомитеты, ведомства, управления и местные органы исполнительной власти (местные государственные администрации, которые осуществляют исполнительно-распорядительную функцию на местах. Все эти органы обеспечивают осуществление государственной политики.
В соответствии с принципом разделения государственной власти в правовом государстве судебная власть является самостоятельной и независимой. Судебная власть призвана охранять право, правовые устрой государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и, прежде всего, конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей и народовластие.
- Раздел I
- § 1. Понятие и признаки государства
- § 2. Исторические условия возникновения государства
- § 3. Типы, функции и форма государства
- § 4. Государство в политической системе общества
- § 5. Понятие и признаки права
- § 6. Правовые нормы
- § 7. Система права
- § 8. Правовые отношения
- § 9. Законность и правопорядок
- Раздел II
- §1. Конституция — Основной Закон государства
- §2. Понятие конституционного права
- § 3. Характеристика конституционного строя Украины
- I права вреда;
- I истекший год (ст. 67).
- § 4. Избирательная система Украины
- § 5. Система государственных органов Украины
- Раздел III
- § 1. Понятие управления. Виды управления. Суть и разновидность социального управления
- §2. Государственное управление и его принципы
- § 3. Понятие, предмет и метод административного нрава
- § 4. Понятие и структура административно-правовой нормы
- § 5. Административно-правовые отношения
- § 6. Источники административного права
- § 7. Кодификация административного права
- § 8. Административная ответственность
- 1. Принцип законности. Сущность данного принципа заключается в следующем:
- 2. Принцип целесообразности. Сущностью данного прин ципа являются:
- 4. Принцип сложения взысканий, налагаемых за сово купность нарушений. Признаками данного принципа яв ляются:
- § 9. Государственная служба в Украине
- § 10. Реформирование административного права
- Раздел IV финансовое право
- § 1. Понятие финансового права и его источники
- § 2. Место финансового права в системе права Украины
- § 3. Финансово-правовые нормы и финансово-правовые отношения
- § 4. Система финансового права
- § 5. Понятие и значение финансового контроля
- § 6. Органы и организация финансового контроля
- § 7. Виды и методы финансового контроля
- § 8. Понятие налога и сбора. Их классификация
- § 9. Налоговое право и налоговые правоотношения
- Раздел V
- § 1. Предмет хозяйственного, права
- § 2. Методы хозяйственного регулирования
- § 3. Наука хозяйственного права
- § 4. Принципы хозяйственного права
- § 5. Система и источники хозяйственного права
- Раздел VI
- § 1. Понятие гражданского права
- § 2. Система и источники гражданского права
- 9 3. Понятие гражданских правоотношений. Основания их возникновения, изменения и прекращения
- § 5. Порядок и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим
- § 6. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
- § 7. Государство как субъект гражданских правоотношений
- § 9. Понятия и виды сделок согласно ч гражданскому законодательству Украины
- 1 § 14. Понятие собственности. Право
- § 16. Защита права собственности
- § 17. Интеллектуальная собственность
- §18. Понятие и элементы обязательств
- § 19. Основания возникновения обязательств
- § 20. Исполнение обязательств
- § 21. Понятие и содержание гражданско-правового договора
- § 22. Внедоговорные обязательства
- § 23. Общие условия ответственности за причинение вреда
- § 24. Общие понятия и основания наследования
- § 25. Открытие наследства
- § 26. Наследование по завещанию
- § 27. Наследование по закону
- § 28. Принятие наследства
- Раздел VII семейное право
- § 1. Понятие, предмет и метод семейного права
- § 2. Брак
- § 3. Личные и имущественные правоотношения супругов
- § 4. Правоотношения между родителями и детьми
- § 5. Устройство детей, лишенных родительской заботы
- Раздел VIII
- § 1. Понятие гражданского процесса, виды и стадии гражданского судопроизводства
- § 2. Лица, участвующие в деле
- I имеют ее только в тех гражданских делах, которые подведомственны судам.
- I сторон многочисленны. Являясь лицами, принимаю-
- I» делать выписки из него, снимать копии, заявлять от-
- § 3. Подведомственность и подсудность гражданских дел
- 3 'Званных органов.
- § 4. Возбуждение гражданского дела в суде
- § 5. Судебное рассмотрение гражданских дел
- § 6. Решение суда по гражданским делам, их пересмотр и исполнение
- Ративщемуся с заявлением, на моме! установленные вступившим в закр!
- I Конституционным
- Раздел IX хозяйственное судопроизводство
- § 1. Понятие хозяйственных судов и хозяйственного процесса
- § 2. Подведомственность и подсудность дел хозяйственным судам
- § 3. Участники хозяйственного процесса
- § 4. Подача иска и возбуждение производства по делу
- 1) Наименование хозяйственного суда, которому направляется заявление;
- 7) Перечень документов и других доказательств, которые прилагаются к заявлению.
- § 5. Пересмотр судебных решений
- В апелляционном и кассационном порядке,
- А также по вновь открывшимся
- Обстоятельствам
- § 6. Исполнительное производство
- § 1. Понятие, предмет и метод трудового права
- § 2. Функции и система трудового права
- § 3. Принципы регулирования труда
- §4. Источники трудового права, их классификация и виды
- § 5. Общая характеристика трудовых правоотношений
- 1 Далее везде он будет именоваться, как принято на практике, профкомом.
- § 6. Лонети» жпиды трудовых правоотношенийс),
- § 7. Коллективный договор и его содержание
- § 8. Обеспечение занятости и трудоустройства *
- 5) При заключений трудового Договора с физическим
- 6) В иных случаях, предусмотренных законодательством
- § 10. Понятие и виды переродов на другую работу
- §11. Основания прекращения трудовых договоров
- § 12. Основания и порядок увольнения по инициативе собственника или уполномоченного им органа
- 1 Закон Украины «о занятости населения» от 21 ноября 1998 года // Ведомости Верховной Рады Украины.— 1998.— №11-12.
- §13. Оформление увольнения. Выходное пособие
- §14. Понятие и виды рабочего времени
- §15. Понятие и виды времени отдыха
- §16. Оплата труда (заработная плата)
- § 17. Гарантийные й конденсационные выплаты
- 3) Подъемные в виде единовременного пособия в размере месячной заработной платы (оклада) по новому месту работы и 1/4 месячной заработной платы, на каждого переезжающего с ним члена семьи.
- § 18. Дисциплина труда и дисциплинарная ответственность
- 1) Правовое регулирование прав и обязанностей сторон
- 1) Выговор;
- 2)Увольненйе(п. 1,3,4,7,8 ст.40 п. 1,1,2,3 статьи 41 кЗоТ Украины.
- §19. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
- 7. Ответственность за нарушение трудовой Дисцип лины.
- 6) Орден князд Ярослава Мудрого — 1,п,ш,1у,у степе ней;
- §20. Материальная ответственность сторон трудового договора
- 3. Имеется вина обязанной стороны в причинений
- 4. Есть причинная связь между ущербом и виновным противоправным поведением обязанной стороны.
- § 23. Международно-правовое регулирование труда
- Раздел XI
- §1. Основы земельного права Украины
- 6. Принцип приоритета требований экологической безопасности.
- 3. Земли природно-заповедного и иного природоохран ного назначения.
- 5) На возмещение убытков в случаях, предусмотренных
- 6) Сооружать жилые дома, производственные и другие
- 3) Своевременно платить земельный налог;
- 4) Не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей и др.
- 3. Концессионное землепользование.
- § 2. Основы аграрного права Украины
- 1999 Года и т.Д.
- Раздел XII
- § 1. Понятие, предмет и метод экологического права
- § 2. Принципы экологического права
- § 3. Система и источники экологического права
- § 4. Эколого-правовые нормы и экологические правоотношения
- § 5. Управление в области охраны окружающей природной среды
- § 6. Права и обязанности граждан в сфере экологических правоотношений и использование природных ресурсов
- § 8. Правовой статус чрезвычайных экологических ситуаций
- Раздел XIII уголовное право
- §1. Понятие, принципы и источники уголовного права
- § 2. Понятие преступления, его признаки и виды
- § 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- § 6. Уголовное наказание и его виды
- V § 7. Общая характеристика должностных у преступлений
- § 8. Общая характеристика преступлений в сфере хозяйственной деятельности
- Литература
- Раздел 1
- Раздел 2
- 5. Закон Украины «о внесении изменений в Конститу цию Украины» // Голос Украины, 8 декабря 2004 г.
- 9; Конститущйне право у крайни / За ред. В.Ф. Погорш-ка. -**.К.: «Наукова думка», 2000.
- 10. Копейчиков в.В. Теорхя держави 1 права. — Ки1в: Юрийсом, 1998 р.
- Раздел 4
- 9. Закон Украины «о государственной контрольно-ре визионной службе в Украине» от 26 марта 1993 г. //Ведо мости Верховной Рады Украины, 1996 г., № 23.
- Раздел 6
- Раздел 7
- Раздел8
- Раздел 9
- Раздел 10
- Раздел 11
- Раздел 12
- Раздел 13